Мой город — Пермь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: связи с общественностью в МГТУГА

Почему каждому человеку важно знать о коммуникационных барьерах между людьми, как найти подход к строгим преподавателям и почему сфера пиара в России отстает от США и Европы на 30 лет? Рассказывает студентка последнего курса факультета менеджмента и общественных коммуникаций МГТУГА Яна Макарова.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
21 апреля 2015
Университет гражданской авиации — довольно необычный выбор для девушки. Почему ты решила поступать именно сюда?

В 2010 году, когда я поступала, можно было подавать документы в пять вузов. Я подала в четыре, а про такой университет, как МГТУГА, вообще не знала. Я выбирала именно те вузы, где были бюджетные места на специальностях «реклама» и «связи с общественностью». Потом моя близкая подруга рассказала мне о том, что к ним в школу в 11 классе приезжали из МГТУГА, рассказывали про этот университет, и ей очень понравилось. Она предложила мне подать туда документы вместе с ней. В итоге я подала документы в этот вуз уже в последние дни, но, честно говоря, не планировала там учиться, так как МГТУГА находится слишком далеко от моего дома (я живу в Подольске, и ездить оттуда совсем неудобно. Однако, когда вывесили результаты, я прошла на бюджет именно сюда, где было всего пять бюджетных мест. В других университетах бюджетных мест было больше, но и конкуренция была куда выше. В общем, так я и стала студенткой МГТУГА. А с факультетом определиться было не сложно, ведь наш вуз — технический, а я — гуманитарий, поэтому подала документы на факультет менеджмента и общественных коммуникаций, что, как я уже говорила, мне было больше всего по душе.

Когда ты изначально заинтересовалась рекламой?

Если честно, не могу сказать точно: наверное, в 8-9 классе. Тогда нужно было более или менее определиться с направлением обучения, чтобы записаться на подготовительные курсы и готовиться к экзаменам по профильным предметам. Мне всегда хотелось, чтобы моя работа была связана с креативом и творчеством, чтобы она была интересна и полезна, и главное, не однообразна и не рутинна. У меня всегда хорошо получалось писать тексты, в школе — эссе и сочинения. В связях с общественностью мне пригодился мой навык, ведь в этой сфере нужно фактически из ничего сделать новость, актуальную как для журналистов, так и для читателей — конечных потребителей.

Сложно было поступить?

Как я уже говорила, для меня оказалось не сложным поступить в наш университет: я набрала необходимое количество баллов и прошла на бюджет, заняла третье место из пяти возможных. Здесь важно правильно расценивать свои возможности и не прыгать выше головы, если хочешь пройти на бюджетное место. В ведущих вузах Москвы это сделать, конечно, куда сложнее.

Изначально ты не планировала учиться в этом вузе. Не пожалела, что поступила сюда?

В самом начале я очень расстроилась, потому что очень хотела поступить в другой вуз, в который ходила на подготовительные курсы — РУДН. Но теперь уже ни капли не жалею. Учиться здесь мне нравится, все преподаватели нашей специальности относятся к нам очень лояльно, поэтому учиться не сложно. Очень многие студенты совмещают учебу на дневном отделении с работой, и работа им ни капли не мешает.

Какие еще плюсы обучения ты могла бы выделить?

Среди плюсов могу выделить прекрасных преподавателей, по крайней мере, по профильным предметам. Многие из них за пять лет стали нам друзьями, и интересуются не только нашей успеваемостью, но и жизнью. Спрашивают нас обо всем, переживают за нас, в общем, не остаются равнодушными. В нашем университете кипит бурная общественная и спортивная жизнь, правда, я в ней не участвую в силу занятости и большого расстояния между домом и институтом. Как я уже говорила, еще одно преимущество заключается в легкости обучения: можно вполне совмещать работу с учебой и это не скажется на вашей успеваемости. Хотя есть, конечно, как и везде, преподаватели, к которым нужен особый подход.

А много ли минусов?

Главным минусом для меня является уровень и минимальное количество часов занятий по английскому языку. В нашей специальности английский язык очень важен, я училась в специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков. Пришла в институт и поняла, что изучение иностранного языка — на уровне пятого класса. В итоге язык попросту начал забываться из-за отсутствия нормальной практики. Тем более, преподаватели каждый семестр менялись: у каждого были свои требования и методика преподавания, мы постоянно меняли учебники, не успевая пройти и половины. Правда, у нас была пара преподавателей более компетентных и требовательных, и они нам очень нравились. Жаль только, что и их сменили. Ну, а на последнем курсе языка не было вообще, к сожалению. Кроме того, к минусам я отнесу большое количество ненужных дисциплин. Поскольку наш вуз — технический, приходилось изучать массу неинтересных для нас предметов. Сейчас, думаю, слава Богу, это позади. Ну, и последний минус — слабая инфраструктура: рядом с институтом негде было переждать пару, если в расписании были «окна». Но сейчас, когда мы уже заканчиваем обучение, совсем рядом отстроили огромный торговый центр «Водный», так что для новых студентов эта проблема уже в прошлом.

На какие предметы делается акцент в обучении?

Было достаточное количество профильных для нас предметов, но, к большому сожалению, только, в основном, на последних двух курсах. Например, мы изучали такие дисциплины, как «современная пресс-служба», «организация и проведение пиар-кампаний в сфере СО». Поскольку я учусь в университете гражданской авиации, было много дисциплин, связанных с авиацией — например, «воздушное право», «безопасность на воздушном транспорте», «история авиации и космонавтики».

Каковы особенности изучения воздушного права?

На этих занятиях мы изучали нормы воздушного права и их применение, правонарушения на воздушном транспорте и юридическую ответственность за них, рассматривали структуру органов управления гражданской авиацией, а также международные организации гражданской авиации (ИКАО — International Civil Aviation Organization, ИАТА — International Air Transport Association).

Какие правонарушения встречаются чаще всего на воздушном транспорте и какие влекут за собой наиболее тяжелые наказания?

Чаще всего, встречаются мелкие дисциплинарные или административные правонарушения. Ну, а что касается наиболее тяжких наказаний, то это уже преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые могут угрожать жизни пассажиров и экипажа: например, захват и угон воздушного судна. Конкретные случаи, которые мы рассматривали, не припомню, так как эта дисциплина была у нас 2 или 3 года назад.

Какие предметы тебе больше всего нравятся?

Разумеется, в основном мне интересны профильные предметы — реклама в коммуникационной процессе, психология массовой коммуникации, организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью. Помимо профильных были интересны «психология и педагогика», «конфликтология», «логика и теория аргументации», «история искусства». Они расширяют кругозор, полезны и применимы в любой профессии. Вот, например конфликтология: кто бы не хотел научиться предотвращать конфликты? Ведь мы все рано или поздно сталкиваемся с конфликтными ситуациями, неважно, дома или на работе, с друзьями или на улице с прохожими или с водителем соседнего авто. Эта дисциплина учит, как предотвращать конфликты, как правильно вести себя и как понимать других.

Что было самым интересным из того, что ты узнала на занятиях по конфликтологии?

Я узнала, какие бывают барьеры в коммуникации между людьми, какие бывают механизмы психологической защиты личности, а также — какие существуют стили поведения в межличностном конфликте. Барьеры бывают разные: эмоциональные, когда человек во время коммуникации занят и отвлечен своими чувствами и переживаниями. Также существует барьер социально-культурных различий, когда между партнерами по общению могут быть социальные, политические, религиозные и другие отличия, которые в итоге приводят к разной интерпретации той или иной информации. Кроме того, есть барьер непонимания, который может возникать по разным причинам — например, из-за того, что люди являются носителями разных языков, используют множество слов-паразитов, жаргонизмов и сленга, а также из-за различий в логике рассуждения. Существует и информационно-дефицитный барьер. Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и, отсюда, ее искажение. Помимо перечисленного, бывает так, что принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. Это называется замещающе-искажающим барьером.

Ты упомянула, что у вас были преподаватели, к которым был нужен особый подход. Почему так получалось и как вы его находили?

Я сказала это к тому, что в любом вузе есть самые строгие и требовательные по сравнению с другими преподаватели, которые не терпят опозданий или отсутствия студентов на своих парах. Как я уже говорила, многие студенты у нас работают и вынуждены пропускать занятия. Такие преподаватели в лучшем случае просто давали кучу заданий на дом или сильно «допрашивали» на сессии, в худшем — не допускали до сессии или заставляли студентов пересдавать зачеты по несколько раз, хотя те могли быть хорошо подготовлены. С каждым из таких преподавателей, на самом деле, нужно было просто поговорить в начале семестра, «показаться» ему, дать понять, что ты неравнодушен к его предмету и предложить альтернативы, как «нарабатывать» часы пропусков. А, если знакомиться с преподавателем непосредственно на зачете или экзамене, то немудрено конечно, что будет такой итог. Но это я говорю не про себя, у меня не было таких инцидентов, к счастью.

А где ты работаешь?

Я начала подрабатывать на втором курсе сначала на фрилансе, но сразу по специальности — ради опыта. Помогала проводить конференции, писала пресс-релизы. А с третьего курса, вот уже два года я работаю пиарщиком в компании Tochka Rosta Research&Testing, занимающейся потребительским тестированием продуктов питания.

Что планируешь делать после окончания вуза?

Однозначно, буду работать по специальности: мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Так что буду развиваться в этом направлении.

Каким ты видишь в идеале свое профессиональное будущее?

Пока мне сложно ответить на этот вопрос. Конечно, как и всем, мне хочется работать в какой-нибудь крупной известной компании на хорошей должности, но свой идеал я еще не построила. Так что поживем — увидим.

Какие перспективы есть у представителей твоей профессии вообще и у выпускника твоего факультета в частности?

Перспективы очень даже неплохие, потому что без пиара не обходится ни одна современная компания ввиду слишком высокой конкуренции, причем абсолютно не важно, на чем специализируется эта компания. Если в ее структуре нет пиар-отдела, то рано или поздно руководство обратится в специализированное PR-агентство с просьбой помочь выбиться из «серой массы», превзойти конкурентов, повысить лояльность и узнаваемость среди потребителей, улучшить имидж и повысить репутацию компании. Что касается именно нашего факультета, то большинство выпускников, конечно, может попробовать себя в сфере гражданской авиации: любой аэропорт или авиакомпания также нуждаются в пиар-специалистах. Но это не означает, что мы — специалисты только в этой сфере. Просто все зависит от того, кому что больше по душе.

Как ты оцениваешь состояние сферы PR в России?

Сфера PR, безусловно развивается, причем достаточно стремительно. Однако, по сравнению с США и Европой, конечно, она далека от идеала. Как минимум, это происходит из-за того, что в нашей стране пиар зародился достаточно поздно, только в 1980-1990 годах и можно сказать, что он только начинает свое развитие. Для сравнения: в США в 1945-1965 годах уже был самый расцвет этой деятельности и бурное развитие, а зародилась она еще куда раньше — в самом начале XX века.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
21 апреля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты