Колонка родителей: лес рук

В российской школе новая мода — игра в «активного родителя». Теперь любой вопрос, будь то время каникул или учебная неделя, наличие формы или кружка шахмат, решается будто бы путем голосования, от чего у родителей появляется иллюзия вовлеченности в процесс организации образования. Возникает только один вопрос: разве этим не должны заниматься специалисты?
Наталья Афанасьева
04 декабря 2017
Фото: Sunny Ripert / Flickr / CC BY-SA 2.0

Когда мой сын пошел в школу, я подумала, что вот теперь стала по-настоящему взрослой. Я шла на первое родительское собрание и представляла, как впервые в жизни сяду за парту не как ученик, а как большая, и учитель будет разговаривать со мной на равных, ведь мы все — участники одного дела. И вот примерно 30 пап и мам втиснулись на маленькие стульчики за крохотные парты, достали ручки и тетрадки и стали усердно записывать: это брать, то не брать, темный низ, светлый верх, режим, питание, поведение и т. п. Некоторые даже язык высунули от старания — будто сами в 1 класс пришли.

Потом учительница говорит: «А теперь я вам раздам анкеты. Там два вопроса: „Хотите ли вы, чтобы наш класс учился в субботу?“ или „Не хотите учиться в субботу“. Вы ставите галочку напротив первого, где „хочу“, и сдаете». Родители старательно ставили галочки и сдавали листочки. Разумеется, я поставила там, где «не хочу», и была уверена, что так сделали все — кто захочет ездить в школу в выходные? Ведь у первоклашек по четыре урока, пяти дней в неделю им вполне хватит. Как же я удивилась, когда уже в дороге мне позвонила учительница и сказала: «Вы ошиблись и поставили галочку не туда». «Очень даже туда», — заверила ее я. Выяснилось, что я была едва ли не единственной. Ну, предположим, что я чего-то не понимаю и 99% голосующих за шестидневную рабочую неделю для семилетних малышей не могут ошибаться. Но уже через полгода в Департаменте образования Москвы поменялась концепция, и им стало невыгодно заставлять школы работать в субботу. И вот уже на следующем собрании нам велели проголосовать за то, что мы не хотим шестидневки. Все с облегчением проголосовали против субботы. Но это было только начало.

уже никто не помнит, за что и как голосовал, поскольку с самого начала результат предрешен

Я помню свое удивление — надо же, взрослые люди: руководители больших предприятий, матери пятерых детей, талантливые управленцы, ученые, менеджеры и так далее, попав за школьную парту, сразу превращаются в детей, которые готовы забыть свои собственные интересы, лишь бы только угадать правильный ответ. Видимо, те, кто управляет образованием сегодня, хорошо знают эту особенность, поэтому они придумали для нас забаву: смесь игры в школу, в дочки-матери, в монополию, в мафию и так далее. У игрока при этом складывается ощущение, что все по-настоящему, а он — важный участник образовательного процесса собственного ребенка и всегда держит руку на пульсе.

На следующий год мы все голосовали за слияние школ и перевод наших детей в другое здание (сразу было понятно, что выбора у нас нет, но процедура голосования оказалась соблюдена). Потом мы выбирали систему каникул (каким-то тайным голосованием в мессенджере), школьную форму, еще что-то. Сейчас уже никто не помнит, за что и как голосовал, поскольку с самого начала результат был предрешен. И вот здесь главный вопрос: зачем создавать вид, что в школе все решается большинством голосов? Лично меня как родителя это пугает. Участие родителей в школьной жизни может быть вполне деятельным: организация благотворительной ярмарки и регулировка движения у школы, подарки детям и учителям, помощь в сопровождении экскурсий, ну, и все, пожалуй.

Я-то думала, что за такой сложный и важный процесс, как образование наших детей, отвечают профессионалы: педагоги, детские психологи, возрастные физиологи, педиатры, диетологи и так далее. Именно они на основе серьезных исследований решают, сколько детям полезно учиться и когда отдыхать, сколько должно быть человек в классе и в какой одежде детям комфортно. Не хотелось бы, чтобы это зависело от голосования родителей, большинство из которых просто не имеет возможности иметь квалифицированное мнение. Они все — замечтальные люди и, навреняка, лучше всех знают, что нужно их ребенку дома, но школа, все-таки, требует специального образования, исследований на основе статистики, педагогического мастерства. Давайте еще путем голосования среди больных назначать лечение в больнице, или пусть пассажиры большинством голосов решают, как лететь пилоту.

Другое дело, что, видимо, сегодня и те, кто управляет этим процессом, не слишком обращают внимание на квалификацию и исследования, — судя по тому, что они внезапно придумывают новые правила школьной жизни и изменяют их на противоположные через полгода. Похоже, этот условный «активный родитель» и создан для того, чтобы можно было переложить часть ответственности на самих мам и пап, ведь это они за все голосуют.

 

Наталья Афанасьева
04 декабря 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты