Апелляция: что делать, если не согласен с оценкой ЕГЭ

Что делать, если результат ЕГЭ кажется вам заниженным? Для этого есть апелляция. Идти туда надо максимально подготовленным, после консультации с учителем (а лучше с несколькими), тщательно изучив свою работу и критерии оценки. И, главное, спокойным и уверенным. В помощь тем, кому придется столкнуться с апелляцией, «Учёба.ру» собрала опыт тех, кто уже проходил эту сложную процедуру, и советы эксперта ЕГЭ по русскому языку.
2 комментария
Фото: JD Hancock / Flickr / CC BY 2.0

Участник ЕГЭ имеет право подать апелляцию двух видов:

  • О нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, подается в день экзамена после сдачи бланков ЕГЭ. Для этого нужно по окончании экзамена, не выходя из ППЭ, получить от организатора в аудитории форму (два экземпляра), по которой составляется апелляция, а после передать оба экземпляра уполномоченному представителю ГЭК.

Если конфликтная комиссия согласится, что порядок проведения экзамена был нарушен, то результат ЕГЭ аннулируется и участнику предоставляется возможность сдать предмет в резервный день.

  • О несогласии с результатами ЕГЭ. Такая апелляция подается в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними участника ЕГЭ. Для этого нужно получить у ответственного секретаря конфликтной комиссии (для выпускников текущего года — у руководителя своего образовательного учреждения) форму в двух экземплярах, составить апелляцию и передать оба экземпляра вышеуказанным лицам.

Получив информацию о времени и месте рассмотрения апелляции, нужно, по возможности, прийти в конфликтную комиссию, имея при себе паспорт и пропуск с печатью. На апелляцию можно привести родителей. Если подростку уже исполнилось 18 лет, они могут только присутствовать на комиссии, а если он пока несовершеннолетний, то, будучи его законными представителями, родители не только могут участвовать в обсуждении работы, но и даже приходить на апелляцию без ребенка.

Прежде чем составить заявление на апелляцию, нужно внимательно прочитать работу. У московских школьников после проверки они появляются в личном кабинете на сайте госуслуг, адреса сайтов в других регионах можно посмотреть здесь.

Внимательно прочитав работу и сравнив ее с критериями оценки, идите к учителю или репетитору. А лучше посоветуйтесь сразу с несколькими экспертами, которые могут понять, за что именно были сняты баллы и имеете ли вы шансы доказать, что это ошибка проверяющего.

подберите аргументы в свою пользу, выучите их наизусть, чтобы ничего не сбивало, говорите коротко и вежливо

Идите на апелляцию со спокойным и уверенным настроем. Будьте готовы к тому, что придется отстаивать свою точку зрения, но не воспринимайте это как бой за баллы и уж тем более как выяснение отношений. Иначе это предприятие, и без того не самое радостное, превратится в то, как это описывают некоторые очевидцы: «Обстановка там, как у Стены плача. Рыдают дети с родителями на пару, и никто ничего не может сделать».

А вот другой взгляд на ситуацию: «Нас с сыном никто не унижал и не оскорблял, разговаривали спокойно, по существу, без эмоций. Вокруг страсти кипели, я поглядывал по сторонам, и у меня сложилось впечатление, что люди не на аппеляцию пришли, а отношения выяснить. Подготовьтесь хорошо, подберите аргументы в свою пользу, выучите свою позицию наизусть, чтобы не сбивало ничего, говорите коротко и вежливо. И с вами будут говорить так же».

Вокруг апелляции результатов ЕГЭ ходит много мифов: кто-то верит, что достаточно просто прийти на комиссию, как тут же результаты повысятся на 15 баллов. Кто-то рассказывает страшные истории о том, как в результате дети выходят с еще более низким результатом. Но на самом деле чаще всего результат остается без изменений.

в любом случае надо идти с родителями

Впрочем, и опыт удачных апелляций тоже есть. Москвичка Татьяна Арищенко поделилсь своим двойным опытом удачной апелляции: в прошлом году удалось повысить результат по литературе у ее младшей дочери, а годом раньше — по математике у старшей.

«В 2015 году старшая дочь не добрала одного балла по профильной математике до 75, которые ей нужны были для подтверждения олимпиады. Ей попался очень мудреный вариант, где была задача с экономическим уклоном, которую и сами учителя толком не знали, как решить. Она решила ее правильно, хотя каким-то очень сложным способом, но в ответе сделала ошибку. За так называемые технические ошибки снимают один балл, а у нее сняли два. В нашей школе после экзамена устраивали разбор каждой работы, учителя сказали, что можно попробовать оспорить этот балл. Поскольку ребенку на тот момент уже было 18 лет, я могла идти только как сопровождающий — то есть присутствовать на апелляции, но ничего не говорить. Но в любом случае надо идти с родителями, апелляция проходит гораздо спокойнее, эксперты гораздо более сдержанно разговаривают с детьми, меньше давят. Когда мы пришли апеллировать математику, педагог, который перепроверяла работу, долгое время не могла понять, как дочка решила задачу, пересматривала решение несколько раз, позвала председателя комиссии. Та посмотрела и постановила, что ошибка техническая и за нее снимается только один балл».

вы готовитесь к апелляции, но и эксперты готовятся к ней

На следующий год похожая история приключилась со второй девочкой. «Ей тоже надо было подтвердить олимпиаду по литературе, и она тоже не добрала до 75 баллов, — рассказывает Татьяна. — С литературой все сложнее, так как здесь можно доказать все что угодно. Дочь разбирала стихотворение Булата Окуджавы „Синий троллейбус“, в одном из заданий нужно было выбрать эпитеты, она написала „синий“, „полночный“ и т. п., но проверяющий оценил это как ошибку. Прежде чем пойти на апелляцию, мы посоветовались с несколькими экспертами, и все нам сказали, что ошибки нет. А на апелляции попался очень агрессивный эксперт, он сразу сказал, что балл снят правильно, и сунул девочке на подпись заявление о том, что она согласна. Хорошо, что я была с ней и попросила позвать председателя комиссии. Балл нам вернули, причем в пересчете на вторичные он весил аж пять. И этот результат не только подтвердил олимпиаду, но и позволил бы пройти по конкурсу в МГУ. Так что нужно пытаться бороться, но только в том случае, если есть уверенность. И не переусердствовать — если эксперт и председатель на апелляции не согласны с доводами, а ребенок продолжает настаивать, то его отправят на комиссию, в которую входят сразу несколько педагогов, а там доказать вообще ничего невозможно. Вообще на апелляции многое зависит от преподавателя. Важно, чтобы ребенок говорил спокойно, уверенно, не пугался напора».

Успешно пройдя две апелляции, женщина также советует проверить заранее, еще до начала ЕГЭ, можно ли войти в личный кабинет абитуриента. «Время очень критично в этом вопросе — ведь на подачу заявления на апелляцию есть всего два дня», — объясняет она.

Елена Бузина,
эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,
ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

«Если вы подали заявление на апелляцию, к ней, конечно, надо подготовиться. Прочитайте работу, сверьте с требованиями каждого критерия еще раз. Если ваше несогласие с баллами, выставленными экспертами по одному (или нескольким, как считаете вы) критерию, на самом деле обосновано, сформулируйте вопрос, ответ на который хотите получить на апелляции. Сделать такую работу самостоятельно многим бывает нелегко, и потому стоит обратиться за помощью к учителю или репетитору. Если баллы по всем критериям выставлены корректно, и вы убедились в этом в беседе с учителем, придется принять решение об отказе от апелляции.

Важный момент в процедуре апелляции — выбор правильной интонации и линии поведения. Не стоит настраивать себя только на положительный для вас итог: слово «апелляция» образовано от итал. аppellatio («обращение»), и не всегда это обращение за разъяснением может закончиться повышением балла по одному или нескольким критериям. Вы готовитесь к апелляции, но и эксперты готовятся к ней. Ваше сочинение перед апелляцией перепроверяется еще раз, в соответствии со всеми требованиями. Ничего личного. Ваше обаяние не повлияет на решение эксперта об увеличении балла, если, согласно какому-то критерию, этот балл не может быть увеличен.

В ЕГЭ по русскому языку апелляция принимается относительно задания № 25, то есть сочинения-рассуждения. Чаще всего предметом становится обсуждение баллов, выставленных по критерию № 4 («аргументация»). Многие выпускники, к сожалению, бывают убеждены в том, что одно лишь упоминание имени автора и названия произведения позволяет получить по этому критерию максимальный балл. Но это не так. Аргументация — часть сочинения, и она выстраивается для доказательства и раскрытия тезиса, который выпускник сформулировал самостоятельно. Если формулировка тезиса и аргументы не совпадают ни по логике, ни по смыслу, оспорить баллы не получится.

Критерии к заданию № 25 устроены так, что наличие нужных элементов работы легко проверить. Общие рассуждения исключены. Если на этапе проверки действительно была допущена ошибка, что бывает крайне редко, ее обязательно исправят. Апеллировать по поводу того, что невозможно подтвердить с точки зрения критериев, просто бессмысленно.

В школьной жизни существует много мифов. Один из самых устойчивых — жестокость экспертов на апелляции и снижение баллов тем, кто приходит на нее. Это не так. Апелляции всегда проходят спокойно, по-деловому, поскольку их посещают подготовленные выпускники, которым важно получить квалифицированный ответ на возникший вопрос, а не выиграть бой за баллы любой ценой.

Я считаю, что на апелляцию нужно идти только в одном случае: если вы убеждены, что при проверке вашей работы была допущена ошибка или неточность, которую нужно исправить, и критерии это подтверждают».

2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты