Абсолютное равенство: педагоги элитных и обычных школ не отличаются друг от друга

Школы в России разделились по статусу на «элитные» — гимназии, лицеи и так далее, куда сложно попасть, — и «обычные», куда берут по прописке. Они отличаются друг от друга образовательными успехами, программами, в них учатся разные дети. А вот учителя разных по статусу школ, как выяснили социологи, с точки зрения важнейших профессиональных характеристик: образования, любви к детям и преданности профессии — абсолютно одинаковые.
Фото: Julien Harneis / Flickr / CC BY-SA 2.0

В российском среднем образовании произошла серьезная дифференциация: школы разделились на так называемые «хорошие» — те, куда дети попадают по конкурсу, — и «обычные». Отличаются и программы, и рейтинг, и уровень мотивации учащихся, и образовательные результаты. Единственное, на что статус школы не влияет, — это учителя. Уровень образования, преданность профессии, отношение к детям, уверенность в своих профессиональных силах и степень готовности уйти из профессии, а также другие характеристики, важные для профессии, одинаковы у педагогов разных школ.

Такую интересную особенность российского учительского сообщества выявили социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», проведя опрос в школах Санкт-Петербурга. Опрашивались педагоги 18 школ со стандартной программой и 21 школы повышенного статуса: девяти гимназий и лицеев и 12 школ с углубленным преподаванием предметов. Материалы исследования опубликованы в журнале «Социологические исследования» и на сайте IQ ВШЭ.

По мнению социологов, расслоение школ — факт совершенно очевидный, и с каждым годом разрыв только нарастает. Это касается прежде всего состава учеников: в лицеях и гимназиях, как правило, учатся дети более образованных и состоятельных родителей. У таких семей больше ресурсов: информации, связей, денег. Это не может не отразиться и на учебных успехах: у ребят в «элитных школах» выше баллы ЕГЭ и больше шансов поступить в престижный вуз. В простых школах результаты хуже, ученики чаще уходят после 9 класса в колледжи и техникумы.

При этом, как выяснилось в ходе опроса, образование и другие социально-демографические качества педагогического состава совсем не зависят от того, в каких школах работают учителя.

ни нагрузка, ни доход учителя не зависят от статуса его школы

Большинство опрошенных — преподаватели средней и старшей школы. Около 60% из них имеют высшее педагогическое образование, 39% — высшее непедагогическое, 3% — среднее специальное, то есть педучилище (чаще всего это учителя начальных классов, физкультуры и ОБЖ).

Похожи и культурные запросы всех учителей. Одним из показателей культурного уровня считается количество книг в домашней библиотеке: самыми частыми ответами у педагогов оказались «150–400 книг» и «400–1000 книг». Учителя разных школ с одинаковой частотой ходили в музеи, театры, консерваторию, в кино и на концерты.

В выбранных для опроса учебных заведениях, и простых, и элитных, как выяснили социологи, работают учителя всех возрастов. Педагогов пенсионного возраста и молодых учителей (со стажем работы менее пяти лет) — чуть больше четверти и одна пятая соответственно. Средний возраст — 45 лет, средний педагогический стаж — 19 лет.

Интересно, что ни нагрузка, ни доход учителя не зависят от статуса школы — учебная нагрузка во всех типах школ у педагога составляет в среднем 20 часов в неделю. Четыре пятых от всех опрошенных педагогов имеют дополнительный заработок: они ведут факультативы и кружки в школе, занимаются административными делами и репетиторством. Правда, педагоги спецшкол работают репетиторами чуть чаще, чем их коллеги из обычных школ.

главной проблемой и в обычной школе, и в той, куда поступают, пройдя огромный конкурс, являются трудные дети

Одинаковые у учителей из разных школ не только условия труда, но и профессиональные трудности. Самый неожиданный результат опроса заключается в том, что главной проблемой и в обычной районной школе, и в той, куда поступают, пройдя огромный конкурс, являются трудные дети — те, кто не уважает учителя и не хочет заниматься. В то же время дети, у которых нет способностей к учебе, не кажутся педагогам проблемными учениками.

Есть расхожее мнение: учитель — больше, чем просто профессия. Это подтверждают и участники опроса: вне зависимости от престижности школы респонденты ответили, что выбрали профессию по призванию. Все учителя преданы своей школе, коллективу, мобильность их невысока. Больше половины всю жизнь проработали в одной школе, 27% — в двух. При этом переходы между школой со стандартной программой и школами повышенного статуса встречаются так же часто, как переходы внутри одного типа школ.

Единодушны учителя и в своих негативных оценках. Заставить их уйти с работы, судя по опросу, могут, прежде всего, две вещи: чрезмерный объем отчетности (68% ответов) и недостаточная оплата труда (57%). Остальные профессиональные проблемы, такие как загрузка административными задачами, конфликты с начальством и отсутствие роста, не могут послужить причиной поменять профессию.

Но самое любопытное, что такое профессиональное единодушие, похоже, является уникальным именно для наших, российских учителей. Во многих странах, как говорят исследователи, педагоги разных по статусу школ сильно различаются с точки зрения ощущения себя в профессии — в менее престижных учебных заведениях педагоги меньше удовлетворены своей работой, преподаватели, которые учат маломотивированных ребят, считают свой труд более тяжелым, а их вера в собственные профессиональные силы ниже.

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты