Учитель месяца: «Главное качество у детей — доброта»

Есть дети, которые ненавидят физкультуру, но точно не в московской школе № 185. Здесь у многих физрук — любимый учитель. Дело не только в том, что мастер спорта международного класса Игорь Ряднов — обладатель черного пояса по карате кёкусинкай, чемпион мира 2015, чемпион России, Европы и Москвы. Дело в том, что он фанат своего дела и после выходных бежит в школу, соскучившись. И утверждает, что статус учителя очень помогает спортивной карьере.
Наталья Афанасьева
20 февраля 2017
Фото: Alex Lecea / Flickr / CC BY 2.0
Игорь Ряднов,
чемпион мира 2015 года, чемпион России, Москвы и Европы по карате,
учитель физкультуры
Почему вы, титулованный спортсмен, пошли работать учителем? Не так часто встретишь в школе чемпиона мира.

Карате я начал заниматься с четырех лет, в 14 лет вошел в сборную Москвы, занимался в разных школах, в том числе в центре образования «Самбо-70». И надо сказать, что всегда со мной были замечательные наставники. Некоторые из них совмещали тренерскую работу с работой учителя физкультуры в школе, так что такое сочетание для меня совершенно естественно.

Кроме того, мне всегда нравилось возиться с малышами: на спортивных сборах, например, я часто помогал младшему поколению в тренировках, подтягивал технику для получения пояса. Наверное, все потому, что я в семье один, и мне не хватало кого-нибудь младшего. Лет с 16 я начал помогать тренеру, проводить разминку. Потом решил сам взять группу — первая моя группа была взрослая, причем женщины. Я получил второе высшее педагогическое образование (по первому я инженер-эколог). Ну, а когда мне исполнился 21 год, я пришел в школу № 185, и с тех пор уже четыре года веду здесь физкультуру в начальной школе и детском саду, а также секцию карате.

надо завоевать уважение детей, а потом спуститься на их уровень

Сложно ли было наладить отношения с учительским коллективом? Ведь молодой человек в школе — это большая редкость. Вас, наверное, принимали за школьника?

Да, были такие случаи сначала, путали с учениками, влиться в коллектив сразу казалось непросто. Но очень быстро я нашел общий язык со всеми. Я вообще общительный, для меня уважение к старшим — это очень естественно, карате учит этому. Кроме того, нас с другими учителями, не важно, какого возраста, объединяет то, что мы фанаты своего дела, любим детей, поэтому легко понимаем друг друга, советуемся, если возникают проблемы. Я и своих школьных учителей вспоминаю с теплотой и огромной благодарностью, и, по возможности, всегда захожу к ним поздороваться.

А как вам удается поддерживать дисциплину на уроках? Ведь не секрет, что на физкультуре дети обычно ведут себя хуже всего. Наказываете ли вы хулиганов?

У меня нет проблем с дисциплиной на уроке. Я думаю, надо завоевать уважение детей, а потом спуститься на их уровень, чтобы они относились к тебе и как к педагогу, и как к другу. Я считаю, что на меня работает моя репутация. Мои дети всегда ездят на соревнования, где я участвую, гордятся мной. Например, недавно был чемпионат Москвы, и после него один мальчик в школе на уроке вдруг сказал: «А наш учитель — чемпион Москвы!» — и все стали хлопать.

Я провожу открытые уроки, где показываю свои кубки, медали, рассказываю, как пришел в спорт, какие у карате есть возможности, какие сложности. Мне кажется важным, чтобы ученики равнялись на учителя. Надо сказать, что большинство моих школьников занимаются дополнительно в секции карате. Недавно несколько наших девочек и мальчиков стали чемпионами Москвы.

Что касается наказания, то такие методы у меня тоже есть. В первый раз с провинившимся проводится индивидуальная беседа. Как правило, после этого ребенок приходит в себя, но если нет, приходится подключать коллектив — «один за всех и все за одного». Тогда из-за одного человека весь класс несет наказание, то есть получает чуть больше общефизической нагрузки в разминочной части, так что, в результате, наказание тоже идет на пользу.

с каким бы настроением ты ни вышел из дома, когда приходишь в школу, забываешь обо всех проблемах

Говорят, сегодняшние дети физически очень слабые. Но даже у спортивных детей школьная физкультура часто — самый нелюбимый предмет. Что бы вы изменили в программе для того, чтобы так не было?

Да, детишки с каждым годом все слабее и слабее. Это, конечно, связано с образом жизни, в том числе и родительским. Мы целыми днями бегали на улице, а сегодня кого ни спросишь — просидел все выходные дома с планшетом. Кроме того, сейчас много семей, где ребенка воспитывает одна мама, и она скорее отдаст его не в спорт, а на музыку. Но есть, конечно, и физически весьма одаренные дети, это генетика во многом, да и воспитание тоже — некоторые из сада приходят очень хорошо подготовленные, сразу видно, что с ними занимались.

Но таких детей, которые бы не любили физкультуру и отказывались заниматься, я не встречал. Педагог сам может корректировать программу, сделать уроки такими, чтобы у всех глаза горели. Очень не хватает еще одного часа, я бы сделал его игровым: пионербол, баскетбол, эстафеты. Я не сторонник футбола — это очень травматичный вид спорта, а для меня главное, чтобы ребенок здоровый пришел и здоровый ушел.

Я мечтаю, конечно, чтобы в школьной программе появилось карате. Этот спорт подходит абсолютно всем и развивает очень полезные качества: координацию, ловкость, реакцию, гибкость, дисциплинированность. Но главное, карате — это воспитание. Ведь тут все начинается с поклона, с проявления уважения друг к другу. В отличие от многих единоборств, где приветствуется мордобой в перчатках, в карате принято видеть в противнике личность, использовать силу только для самообороны и защиты тех, кто в этом нуждается.

Карате воспитывает и уважение к старшему. Я иногда замечаю: заходит в школу бабушка или дедушка, а ребенок сидит на лавке, уткнувшись в телефон, не обращает внимания. Я всегда учу своих детей: зашел взрослый человек, встань, поздоровайся, спроси, как дела, помоги, если надо. Я недавно был на чемпионате в Японии, вот там дети, конечно, идеальные — не просто здороваются двумя руками, но и еще при этом выполняют наклон в знак уважения. Занимаясь карате, дети очень меняются, даже хулиганы на глазах перевоспитываются. Пусть он не станет великим спортсменом, но хорошим человеком станет точно.

Вы обладатель самых высоких спортивных титулов, и ваша карьера сейчас на пике. Не мешает ли спорту работа в школе, и не получится ли так, что придется выбирать?

Наоборот, работа в школе очень помогает поддерживать спортивную форму. У меня каждый день по пять уроков в школе, я, как правило, бегаю и прыгаю вместе с детьми, очень удобно совмещать работу и тренировки. Потом еще короткие занятия в детском саду, потом либо секция в школе — у меня три группы, — либо тренировка в сборной клуба. Так что работа как раз идет на пользу. Но, главное, я получаю от этого огромный кайф. Я после выходных или каникул бегу в школу, соскучившись, с горящими глазами. Я замечаю, что, с каким бы настроением ты ни вышел из дома, когда приходишь в школу, забываешь обо всех проблемах. Общаясь с детьми, перемещаясь на их уровень, ты становишься другим, окунаешься в детство. А мне кажется, что главное качество у детей — это доброта.

Наталья Афанасьева
20 февраля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты