Мой город — Пермь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Баталии на уроках: как разрешить конфликт с учителем

«Учёба.ру» уже рассказывала, что делать, если подростка травят в школе. Но бывает так, что главной проблемой ученика становятся сложные отношения не с ровесниками, а с учителем. Как школьнику корректно донести свою точку зрения до педагога и объяснить проблему родителям, а родителям — понять, кто в этой истории прав и что предпринять — объясняем в новом материале.
Дарья Варламова
27 декабря 2016
1 комментарий
Фото: Mark Freeth / Flickr / CC BY 2.0

Что может спровоцировать конфликт

Самая распространенная причина — разные представления о нормах и правилах, о приемлемом и неприемлемом поведении. Учитель, привыкший к строгому соблюдению субординации, вряд ли оценит упорство подростка в отстаивании личного мнения. С точки зрения учителя, такой ребенок ведет себя неуважительно и подрывает его авторитет. А для ребенка отказ выслушать его аргументы — такое же неуважение к его личности. Педагоги без творческой жилки, привыкшие «натаскивать» класс на определенные алгоритмы выполнения заданий, обычно недолюбливают «выскочек», предлагающих нестандартные решения, а творческие дети, соответственно, считают, что им не дают самовыражаться.

У учителя может сложиться впечатление, что материал плохо дается школьнику не из-за объективных трудностей в учебе, а из-за того, что тот пренебрежительно относится к предмету или к самому педагогу. Это может вызвать обиду, особенно если ученик талантлив в других предметах и кажется, что он вполне мог бы получить медаль еще на одной олимпиаде — если бы не вредность и упрямство. Ученик, со своей стороны, совершенно не обязан никого любить, но дети не всегда понимают, что демонстрировать откровенное отсутствие интереса к предмету невежливо и недипломатично.

Ученик может просто на иррациональном уровне вызывать у учителя неприятные ассоциации — в психологии этот феномен называется «переносом». Он может внешне напоминать кого-то, с кем был конфликт в прошлом, или представлять социальную группу, которую учитель находит враждебной (ребенок из «трудной» семьи или, наоборот, «золотая молодежь»). Конечно, высококвалифицированный педагог должен отслеживать иррациональные переживания и не давать им влиять на принятие решений, но человеческие слабости могут иногда взять верх. Другая частая психологическая подоплека — людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самих. Например, педагог сдержан и не дает себе выражать эмоции, а какой-нибудь живчик в классе ими буквально фонтанирует. Учитель может решить, что это избалованный ребенок, который не умеет держать себя в руках, хотя все должны это делать.

На что учитель не имеет права

Ученикам стоит знать, где заканчиваются полномочия педагога. Естественно, применение физической силы совершенно неприемлемо. Помимо этого учитель не имеет права:

  • Высмеивать ученика, его способности, интересы и внешность, настраивать класс против него.
  • Использовать по отношению к школьнику нецензурные выражения.
  • Ставить школьнику отметку за пропуск урока (отметки ставятся только за работу на уроке и выполнение заданий).
  • Систематически выгонять ребенка с урока.
  • Систематически занижать отметки.
  • Забирать на уроке планшет или телефон, даже если это оговорено в уставе школы.

Что делать подростку в случае конфликта

Конечно, споры с учителем вызывают бурю эмоций (а в переходном возрасте практически все вызывает бурю эмоций). Нельзя заставить себя их не испытывать, но можно попытаться отделить чувства от конструктивных претензий. Чтобы лучше понять ситуацию, стоит задать себе следующие вопросы:

  1. Какой исход конфликта будет для меня наиболее выгоден? Планирую ли я продолжать обучение с этим педагогом и важно ли мне сохранить с ним нормальные отношения?
  2. Насколько важна оценка по этому предмету для моего будущего? Если важна, то на какие уступки я готов пойти, а на какие — нет?
  3. Как выглядит этот конфликт с точки зрения учителя? Что он про меня думает, чем недоволен?
  4. Насколько он необъективен? Не провоцирую ли я его чем-то? Что он может недопонимать в моей точке зрения?
  5. С чего все началось и что обычно вызывает обострения?

О конфликте стоит сообщить родителям, опять же, концентрируясь не столько на эмоциях, сколько на деталях поведения, вашего и учительского. Так будет проще убедить родителей, что вы не преувеличиваете и проблема существует объективно.

Подумайте, кто из одноклассников может подтвердить ваши слова. Имеет смысл незаметно записать конфликтную ситуацию на диктофон или видео, но не стоит сразу предавать эти материалы широкой огласке: лучше вначале показать их родителям. Возможно, в дальнейшем они понадобятся при разговоре родителей с учителем, если он будет отпираться, или при общении со школьной администрацией.

Помните, что настоящая победа — не в том, чтобы уязвить противника. Для вас самая выигрышная стратегия — показать однокурсникам, родителям и школьной администрации, что лично вы ведете себя адекватно и ваши претензии справедливы. Поэтому стоит воздержаться от провокаций, сплетен, преувеличений и планов мести.

Что делать родителям

Сначала стоит дать ребенку возможность высказать эмоции, а потом — плавно переходить к конструктиву. Громкие выражения и обидные эпитеты в адрес учителя пропускайте мимо ушей: сейчас задача — детально выяснить, кто что в реальности сказал и сделал. Попросите ребенка вспомнить, с чего вообще начался конфликт и по возможности точно воспроизвести слова и поступки. Важно выражать свое сочувствие, но не проявлять при этом агрессии в адрес учителя.

Затем поговорите с педагогом (акцент, опять же, на конкретику и факты, а не на личные переживания и впечатления). Ваша цель — понять претензии и интересы обеих сторон и по возможности выступить посредником, предложив условия «перемирия». Если конфликт не получается решить на этом уровне, придется привлекать школьного психолога и администрацию учебного заведения.

Дарья Варламова
27 декабря 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты