Работа по-американски: как выбирают профессии за рубежом

Выбор профессии — важная задача, и от того, как она будет решена, часто зависит весь жизненный путь. Проблема профессиональной ориентации актуальна для любой страны. Как ее решают за границей? Кто помогает ребятам определиться со специальностью там? «Учёба.ру» рассмотрела зарубежный опыт.
Ирина Агеева
15 декабря 2016
Фото: www.patientcaretechniciansalary.net / CC BY 2.0

США: работодатели в школах

В Америке в основу системы профориентации заложена модель сравнения специфики профессий с чертами характера. Их эксперты выявляют в ходе тестов, рассчитанных на детей и молодежь разного возраста: от дошкольников до выпускников вузов. Тестирование также помогает оценить уровень знаний и степень интереса к направлениям широкого профиля.

Затем школьник получает список подходящих профессий и может выбрать одну из них. В старших классах также действует двухгодичная программа, направленная на формирование навыков в исследовательской, проектной, управленческой, технологической или производственной деятельности. Есть дополнительные уроки, которые позволяют изучать иностранные языки, изобразительное искусство, компьютерную технику, издательское дело и труд.

В рамках программы профориентации компании предоставляют рабочие места, что дает возможность провести «тест-драйв» специальности. Для подростков действуют учебно-производственные базы, где тоже можно попробовать себя в разных направлениях. Кроме того, ребята могут следить за рейтингами профессий и ходить на встречи с потенциальными работодателями, которые каждый месяц проходят в школах.

Страны ЕС: детские карьерные бюро

В большинстве стран Европы планированием карьеры занимаются с начальной школы. Здесь есть, например, занятия по технологии поиска работы и курсы лекций по развитию карьеры. Ребят учат самостоятельно ориентироваться в мире профессий и оценивать себя с учетом ситуации на рынке труда.

В школах Великобритании, Германии и Франции работают специальные бюро, которые ведут карьерные и психологические консультации для подростков. Есть профориентационные программы по математике, естественным наукам, менеджменту, искусству и культуре. В программу входят теоретические и практические занятия, деловые игры, тренинги и встречи с успешными предпринимателями. Это позволяет школьникам научиться грамотно составлять резюме и пользоваться специальной базой данных, посвященной профессиям.

В Великобритании старшеклассникам и студентам рассказывают о состоянии рынка труда и условиях работы, а также составляют для них списки востребованных специальностей.

Скандинавские страны: обязательная практика

Некоторые страны Скандинавии стоят особняком: здесь система профориентации немного отличается от общеевропейской. В финских школах, например, есть специальные уроки, посвященные этому направлению. Начинаются они с 7 класса и обязательно подразумевают практику, в рамках которой можно попробовать себя в выбранной специальности, посвятив ей от одной до трех недель. В 8 классе ребята начинают изучать вопросы построения карьеры, а еще через год — ходить на встречи со специалистами кадровых служб различных компаний. Если к окончанию 9 класса школьник все же не может определиться с выбором, он получает помощь карьерного консультанта.

В Швеции действует профориентационная программа «Куда идти по жизненной лестнице», которая помогает подросткам лучше понять особенности своей личности, интересы, склонности и таланты. В рамках программы ребят знакомят с профессиями, рассказывают о требованиях, которые предъявляют работодатели, перспективах развития и образовательных траекториях. Поработать по специальности можно во время летней практики или дополнительных курсов.

Япония: самоанализ по 62 пунктам

В отличие от большинства стран, где преобладают три из четырех базовых составляющих профориентации: профпросвещение, профконсультация и профотбор, — Япония особое внимание уделяет профессиональной адаптации. Начиная с 7 класса каждый школьник здесь в обязательном порядке пробует 16 разных профессий, чтобы определить, соответствует ли характер той или иной работы его личности и способностям.

Когда курс закончен, надо обдумать свои выводы и успехи: сделать это можно совместно с психологами и педагогами по 62 пунктам оценки. На основе полученного индекса затем разрабатывается индивидуальный план обучения.

Ирина Агеева
15 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты