Итоговое сочинение — 2016 глазами школьников

Сочинение введено в экзаменационную программу в 2015 году в качестве допуска к ЕГЭ. Для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья сочинение может быть заменено на изложение.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
08 декабря 2016
Фото: Hometown Beauty / Flickr / CC BY-ND 2.0

Экзамен длится 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем работы − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, ученик получает отрицательную оценку. В июле этого года были утверждены пять тематических направлений для итогового сочинения. Конкретные темы, по одной в рамках каждого направления, стали известны за 15 минут до начала экзамена. Для каждого часового пояса разработан отдельный комплект тем.

Темы сочинений в Москве:

  • «Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?»
  • «Какой поступок можно назвать бесчестным?»
  • «Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: „Нужно уметь и проигрывать“?»
  • «Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?»
  • «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?»

Оцениваться сочинение будет как учителями, так и независимыми экспертами по системе «зачет/незачет». Разработаны пять критериев оценки: соответствие теме, умение аргументировать и опираться на литературные произведения, выдерживание композиции, качественный слог и, наконец, общая орфографическая и пунктуационная грамотность. Для получения оценки «зачет» важно, чтобы экзаменатор положительно оценил работу как минимум по трем критериям. При этом первостепенными являются два первых критерия, то есть выпускник не должен уходить от темы и не «плавать» по части владения материалом. Третий пункт может быть любым из оставшихся. Школьники, получившие незачет, могут пройти это испытание еще дважды — 1 февраля и 3 мая.

Вузы, в свою очередь, по своему усмотрению могут перепроверять или не перепроверять сочинения самостоятельно и, соответственно, выставлять за этот экзамен от 1 до 10 баллов. Например, в 2016 году, МГУ им. Ломоносова автоматически добавил всем без исключения выпускникам текущего года 10 баллов за сочинение к сумме баллов за ЕГЭ, а Московский государственный лингвистический университет провел собственную проверку сочинений и выставил каждому выпускнику оценку по 10-балльной шкале. В ожидании результатов одиннадцатиклассники поделились с «Учёбой.ру» своими впечатлениями о прошедшем экзамене.

Эля Бородина,
лицей НИУ ВШЭ

«Я считаю, что есть как положительные, так и отрицательные стороны введения сочинения. Этот экзамен требует знания хотя бы половины произведений из курса литературы, а это стимулирует школьников читать. Сочинение готовит нас к ЕГЭ по русскому языку, а именно к его письменной части, где тоже предлагается написать работу с аргументами. Во время подготовки выпускники расширяют кругозор. Для зачета необходимо привести всего один аргумент из литературы, а в остальном можно и нужно использовать метапредметные аргументы, опираясь на исторические события, кино и даже мемуары. Лично я, готовясь к сочинению, открыла для себя множество хороших фильмов, которые мне рекомендовали посмотреть для использования на экзамене.

От этого бросает в дрожь

Что касается отрицательной стороны — очень волнительно, когда понимаешь, что от этого сочинения зависит твое поступление в вуз. ЕГЭ играет огромную роль, можно сказать, что вся наша будущая жизнь зависит от него. Ведь если не хватит пары баллов на желаемый факультет, придется идти на другую специальность или в другой вуз, в итоге направление дальнейшей жизни кардинально меняется. А если мы не сдадим сочинение, то вообще не сможем написать ЕГЭ. От этого бросает в дрожь. Также, безусловно, в середине года вся эта суматоха выпускникам вообще ни к чему. Мы интенсивно готовимся к экзаменам и олимпиадам, а сочинение требует довольно много внимания, которое можно было бы потратить на более значимые задачи».

Мина Демироглу,
лицей № 1535

«Мы серьезно готовились к сочинению четыре месяца. В начале года первое свое сочинение я написала практически на два, перепутав персонажей и сюжеты двух произведений. Последние два дня накануне экзамена классный руководитель, которая по совместительству ведет у нас литературу, снимала нас со всех предметов и проводила по пять-шесть уроков литературы. Я писала работу по теме „Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: „Нужно уметь и проигрывать“?“. Кажется, я была единственной из класса, кто выбрал ее. Во время экзамена я нервничала, хотя и осознавала, что „пробник“ написала на максимум. Боялась, что не успею, поскольку через два часа после начала работы у меня были готовы только тезисы.

это ужас для бедных „технарей“

В целом, у меня негативное отношение к сочинению. Я часто слышу о ребятах, гениях в математике, либо в каком-то еще техническом предмете, которые выигрывают всероссийские олимпиады, но получают двойки на том же русском или литературе. Им эти сочинения вообще не сдались, это ужас для бедных „технарей“».

Григорий Гречкин,
лицей «Вторая школа»

«К сочинению мы готовились всем классом на уроках русского и литературы: проходили темы, повторяли произведения, которые можно привести в качестве примеров, писали пробные работы. Было много забавных моментов. Мой учитель Галина Сергеевна негодовала, когда мы путали персонажей из разных произведений. К примеру, чаще всего у нас „всплывала“ Ольга Одинцова вместо нужных Анны Одинцовой из романа Тургенева „Отцы и дети“ и Ольги Ильинской из романа Гончарова „Обломов“. Я сам заранее проанализировал, какие произведения можно использовать в качестве примеров по большинству направлений. Получилось, что „Евгений Онегин“, „Капитанская дочка“ и „Война и мир“ „покрывают“ почти все темы, на них я и сосредоточился.

Если готовился, а также не забыл паспорт и ручку, то все пройдет как надо

Писал я по направлению „Честь и бесчестие“: „Какой поступок можно назвать бесчестным?“. Не знаю, почему выбрал именно эту тему, ведь последние полтора месяца я готовился писать по направлению „Разум и чувства“. Однако уже на экзамене эта тема мне показалась легче. Сочинение не вызвало у меня никаких трудностей. Если готовился, а также не забыл паспорт и ручку, то все пройдет как надо».

Ася Седова,
лицей НИУ ВШЭ

«На мой взгляд, итоговое сочинение приносит дополнительный стресс, ведь помимо предметов, выбранных для сдачи ЕГЭ, приходится тратить время на подготовку к этому испытанию. Хотя с другой стороны, повторение литературы также помогает при выполнении последнего задания на ЕГЭ по русскому языку.

Я писала сочинение по теме „Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?“. Мне было легче всего раскрыть эту тему и привести аргументы, ведь в зарубежной и русской литературе довольно часто встречаются проблемы конфликта и гармонии этих двух компонентов внутреннего мира человека. Труднее всего было правильно сформулировать проблему. Тема очень широкая, после первого прочтения мысли путаются и сложно выделить наиболее подходящие.

члены комиссии старались приободрить, смеялись вместе с нами

Моя подготовка к сочинению ограничилась систематическим выполнением домашнего задания по словесности. Мне повезло с преподавателем, Ольгой Венедиктовной Брюхановой. Она переживала за нас и давала очень ценные советы для получения не только зачета по критериям ФИПИ, но и дополнительных баллов при поступлении в вузы.

Больше всего запомнились шутки наших преподавателей перед экзаменом. Большинство ребят были в легком смятении, а члены комиссии старались приободрить, смеялись вместе с нами. Это очень разрядило обстановку, и писать я начала с позитивным настроем, с гораздо большей уверенностью».

Настя Юркина,
гимназия № 1543

«Сама идея экзамена посреди года кажется мне странной: логичнее было бы писать сочинение одновременно с ЕГЭ. Бесполезное сочинение — это только лишний повод понервничать и трата драгоценного времени.

трудно понять все формальные правила, необходимые для зачета

Я выбрала тему „Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?“, поскольку смогла подобрать для нее наилучшие аргументы. Среди них были мои любимые произведения: „Портрет Дориана Грея“ О. Уайлда и „Портрет“ Н. Гоголя. Хочу сказать, что достаточно сложно учесть в сочинении все критерии и правильно подобрать аргументы. Нам пришлось поработать в классе, чтобы понять все формальные правила, необходимые для зачета. На уроках мы повторяли произведения, тренировались в составлении плана сочинений и все вместе подбирали цитаты, это было интересно и весело».

Катя Герасимова,
центр образования № 548 «Царицыно»

«Я начала подготовку к итоговому сочинению месяц назад, когда учителя пообещали нам устроить „пробник“. До этого я не знала, какие в этом году критерии оценки и тематические направления. Но просмотрев все, сразу поняла, что написать смогу. Единственным, что меня озадачило, были цитаты: я долго пролистывала и повторяла произведения, чтобы освежить все в памяти. Я выбрала тему „Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?“. Тема дружбы всегда была близка мне. Я считаю дружбу наивысшей ценностью человека и люблю порассуждать об этом. Но лично для меня самой большой трудностью стала болезнь. За три дня до экзамена я сильно простыла и писала сочинение с температурой 38,5 градусов, но не унывала при этом.

Введение сочинения очень сильно отразилось на психологическом состоянии выпускников

Введение сочинения очень сильно отразилось на психологическом состоянии выпускников. Многие переживают, что получат незачет и им вновь придется переписывать. То есть, первые полгода 11 класса направлены на подготовку к сочинению, а не к важным экзаменам, от которых зависит дальнейшая судьба выпускников. Ребята нервничают, что, естественно, сказывается на их здоровье и настроении».

Настя Маркова,
лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана

«Многим школьникам хорошо даются точные науки: математика, физика, — а вот гуманитарные предметы у них идут плохо. Особенно это актуально для учеников нашего физико-математического лицея. Немного нечестно, что все выпускники должны заниматься тем, что у одних получается очень легко, а у других — с большим трудом. Также плохо, что сочинение пишут в конце полугодия. Ребята начинают усердно к нему готовиться, забрасывая учебу, а ведь в этот промежуток времени выставляются оценки, которые влияют на аттестат.

сочинение помогает понять, умеет ли выпускник мыслить

В лицее с начала года учителя готовили нас к сочинению. Мы написали много работ на разные темы в классе, разбирали ошибки, обсуждали, на каких произведениях лучше раскрывать темы, что очень помогло на экзамене. Несмотря на то, что в школе мы каждые полгода пишем семестровые контрольные работы (приближенные к условиям ЕГЭ), на сочинении все очень волновались, нервничали и боялись что-то забыть, ведь на пересдачу идти никому не хочется. Я выбрала тему „Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?“, поскольку мне было проще всего ее раскрыть и подобрать аргументы.

Несмотря на все минусы, сочинение помогает понять, умеет ли выпускник мыслить, выстраивать логическую цепочку, что важно для поступления на некоторые специальности. Также сочинение дает нам возможность психологически подготовиться к ЕГЭ, заранее почувствовать обстановку настоящего экзамена. Возможно, теперь, придя на ЕГЭ, мы уже не будем так сильно нервничать, нам будет проще собраться с мыслями и получить высший балл».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
08 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты