Настроить планку: как соизмерять свои образовательные амбиции с возможностями

Навязчивое стремление во всем добиться идеала — бич многих честолюбивых молодых людей. Кого-то оно действительно подстегивает к свершениям, но у большинства вызывает перенапряжение, рост тревожности, проблемы с самооценкой и, как следствие, прокрастинацию, которая мешает реализовывать заветные планы. «Учёба.ру» составила список советов, позволяющих «настроить» личную образовательную планку так, чтобы постоянно стимулировать свое развитие, но не надорваться и не растерять мотивацию.
Дарья Варламова
06 декабря 2016
Фото: Kecko / Flickr / CC BY 2.0
  1. Учеба должна требовать усилий, но не надрыва. Фильмы вроде недавней «Одержимости» и «Легенды № 17» превозносят жестких педагогов и мысль о том, что настоящий победитель — это тот, кто способен перетерпеть любую боль и волевым усилием привести себя к заветной цели сквозь пот, кровь и слезы. Такие картины неплохо мотивируют, но принимать их слишком близко к сердцу опасно: у многих людей, особенно в юном возрасте, психика просто не приспособлена к сильным стрессам. Поэтому учебную программу стоит выбирать так, чтобы было достаточно трудно (и можно было отслеживать постепенный прогресс), но не настолько, чтобы она выжимала все соки, и страх вылететь из вуза превратился в постоянный ночной кошмар. К сожалению или к счастью, тут нет универсальной шкалы, и каждый должен прислушиваться к своим ощущениям: некоторые люди способны «интеллектуально впахивать» больше восьми часов в день, а другие теряют силы и концентрацию после четырех-пяти часов работы. И то, и другое нормально, если удается использовать это время с умом и добиваться реалистично поставленных целей (Швеция, например, официально перешла на шестичасовой рабочий день — и все у них хорошо). Никакая формальная «ачивка» не стоит последующего эмоционального выгорания.
  2. Это время, когда можно и нужно совершать ошибки. Прелесть учебы в том, что в процессе можно экспериментировать гораздо больше, чем во «взрослой» жизни — хотя и не все видят эту бесценную возможность, пытаясь с самого начала все сделать «правильно» и соответствовать ожиданиям преподавателей и родителей. Гораздо более интересных результатов можно добиться, если немного расслабиться и начать воспринимать образовательный процесс как своего рода компьютерную игру: ничего страшного, если вы не пройдете какой-то уровень с первой попытки, зато научитесь действовать разными способами. Нонконформистское эссе или дерзкий научный эксперимент, возможно, не понравится консервативно настроенному преподавателю и не принесет заветного «автомата», но натолкнет вас на отличную идею для будущей диссертации.
  3. Зачастую секрет успеха — в правильном подборе инструментов. Этот совет напрямую вытекает из предыдущего: часто мы воспринимаем успешность или неуспешность как нечто, тесно связанное с нашей личностью (отсюда представление, что есть «победители по жизни», а есть, наоборот, «лузеры»). Поэтому у многих людей самооценка сильно зависима от достижений и провалов. Это не очень конструктивный подход: исследования показывают, что вера в себя действительно помогает справляться с когнитивными задачами, поэтому в интересах любого человека сделать свою самооценку устойчивой. А этому способствует трезвое отношение к неудачам: «Если что-то не получилось, это не потому, что я такой плохой/глупый/ленивый/нужное подчеркнуть, а потому, что я недостаточно хорошо подготовился, или выбрал неправильный инструмент для решения задачи, или мне не хватило знаний. Нужно сменить подход и попробовать еще раз». Мы же не теряем веру в себя, когда понимаем, что взяли неправильную отвертку для того, чтобы отвинтить шуруп — таким же образом можно подходить и к учебным заданиям, которые не решаются с первого раза.
  4. Удовлетворяйте только собственные амбиции. Если учеба не приносит удовольствия, а выглядит как бесконечная гонка на беговой дорожке, возможно, это вызов, навязанный окружением. Часто бывает так, что родители обесценивают интересы ребенка из-за кажущейся непрактичности (например, «с лингвистикой будешь гроши в вузе зарабатывать, а юристы везде нужны» — хотя на деле юристов на рынке труда переизбыток, а спрос на лингвистику сейчас сильно растет из-за мультикультурных проектов и развития компьютерных языков). Или однокурсники грезят об одной и той же специализации (допустим, все хотят в экономическую журналистику, а вам милее «Такие дела» и поиск социальной справедливости). Тут важно решить для себя, что вы совершенно не обязаны заниматься тем, что престижно для других. Все ключевые показатели успешности стоит выстраивать исходя из собственной системы ценностей, тогда и достижения будут по-настоящему радовать. Эту рамку мышления, конечно, будет легче поддерживать, если руководство факультета и однокурсники хотя бы примерно разделяют ваши ценности, так что человеческий фактор играет не последнюю роль при выборе места для учебы.
  5. Ключевые показатели эффективности (KPI — key performance indicators, термин из сферы бизнеса, который может пригодиться и в учебе, и в самых разных областях) могут застраховать как от обесценивания объективных достижений, так и от слишком попустительского отношения к себе и «вечного студенчества». Крупные цели можно разбить на множество мелких — и придумать измеримые показатели того, что вы их уже добились (получить сертификат IELTS, успешно пройти стажировку в компании, которую вы считаете крутой, уговорить самого гениального преподавателя в вузе стать вашим научным руководителем и т. д.). Не стоит привязывать все KPI к мнению окружающих (хотя похвала от людей, которых вы сами считаете очень умными и талантливыми, — обычно знак того, что вы движетесь в правильном направлении). Временные промежутки между этими «вехами» не должны быть слишком долгими (чтобы не приходилось скучать и была возможность достаточно регулярно гладить себя по головке за успешно выполненную задачу). Но и бешено мчаться к мировому признанию тоже не стоит — тут важнее систематичность работы над собой, чем скорость, а своевременный отдых повысит эффективность во время следующего «рывка».
  6. «Найди себя, и тебе не придется работать ни одного дня». В разных формулировках эта фраза сейчас очень популярна. Она звучит заманчиво, но приводит к неоправданным ожиданиям. Во-первых, работать все равно придется, и даже Стиву Джобсу временами бывало и скучно, и трудно. Это абсолютно нормально — другое дело, что если заниматься тем, что действительно «цепляет», процесс учебы и работы часто сам по себе является поощрением (часто, но не всегда, это важно!). Во-вторых, «поиск себя» начинает висеть над человеком дамокловым мечом при выборе вуза, хотя никто не обязывает студентов потом всю жизнь работать по раз и навсегда выбранной специальности или даже доучиваться в вузе до конца. Мы живем в эпоху, когда каждый человек имеет возможность в каком-то смысле прожить несколько жизней и несколько раз поменять профессию. Есть множество вариантов нестандартного сочетания бакалавриата с магистратурой (можно, скажем, смело «миксовать» дизайн одежды с нанотехнологиями или медицину — с IT, и оказаться вполне в тренде к 2020 году) и почти бесконечные возможности дополнительного образования. Некоторым людям в принципе не сидится долгое время в одной сфере — и в этом нет ничего страшного. Найти себя можно не один раз — если в каждый отдельный момент понимать, для чего вы идете в выбранном направлении.
Дарья Варламова
06 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты