О чем писали в дореволюционных и советских пособиях

Недавно в интернете был обнаружен архив образовательной литературы для школьников, изданной с дореволюционных времен до 1990-х. Энтузиасты оцифровали пособия для детей и преподавателей по большинству школьных предметов — начиная от математики и заканчивая трудом. «Учёба.ру» ознакомилась с выложенными в Сети книгами и сделала подборку фактов и цитат.
Катя Убодоева
26 августа 2016
Фото: moscowbooks.ru

Математика

Задачи по математике отражают реалии разных эпох, поэтому в советских задачниках предлагают, к примеру, вычислить количество школ, построенных по пятилетнему плану, или узнать, сколько часов проводит работница на фабрике. Содержание пособий также варьируется в зависимости от того, были ли они предназначены для использования в сельском учебном заведении или нет.

Сборник задач и примеров. А.И. Гольденберг. — 1903 г.

После окончания базового курса математики ученик сельской школы должен был уметь помогать родителям в планировании расходов по хозяйству, чтобы не только не потратить половину семейного бюджета на мыло, но и вовремя выплатить долги.

  • У овцевода было 5 ножниц для стрижки овец, он купил еще 5 ножниц. Сколько ножниц стало у овцевода?
  • На поправку одной печи печник употребил один изразец (плитка из обожженной глины, покрытая глазурью, применялась для облицовки печей и стен. — Прим. ред.), а на поправку другой — 7. Сколько изразцов пошло на поправку обеих печей?
  • Отец сплел 4 рогожи (грубая хозяйственная ткань из коры молодой липы. — Прим. ред.), а сын — 5. Сколько рогож они сплели вдвоем?
  • В деревне было 9 дворов, после пожара осталось только 5. Сколько дворов сгорело?
  • Крестьянин послал домой 8 пятирублевых бумажек. Сколько рублей он послал домой?
  • У рыбака 4 садка (приспособление для удерживания пойманных животных или рыб. — Прим. ред.), в каждом из них по 24 леща. Сколько лещей у него во всех садках?
  • Крестьянин уплатил 3/8 своего долга 42 рублями. Сколько он еще остался должен?
  • Хозяйка издержала (истратила. — Прим. ред.) половину своих денег на покупку мыла и 5/16 на покупку свечей. Сколько денег было у хозяйки, если за мыло она заплатила на 18 коп. больше, чем за свечи?

Жизнь и знание в числах. Сборник арифметических задач для городской школы. Первый год обучения. Зенченко, Эменов. — 1925 г.

Судя по учебным текстам, городские жители нередко испытывали проблемы с жильем. Некоторые из них были вынуждены ютиться в подвалах, другие — в коммунальных квартирах. Родители школьников вынуждены были на многом экономить, в частности на теплой обуви для своих детей.

  • Моя мать начинает работу на фабрике в 8 часов утра и работает 8 часов. Когда она заканчивает работу на фабрике?
  • Среди жильцов квартиры было: 4 домашних хозяйки, 5 рабочих на фабриках, 2 служащих в учреждениях и 4 детей. Сколько всего народа жило в квартире?
  • 15 рабочих семей были переселены из подвалов и размещены поровну в 3 сухих квартирах. Сколько семей пришлось в каждую квартиру?
  • С начала учебного года и до зимних каникул мальчик пропустил 12 дней по болезни, 5 дней из-за отсутствия обуви и один день без уважительной причины. Сколько всего дней пропустил мальчик?
  • Стояла сырая, гнилая осень. В классе было много больных. 5 детей болело скарлатиной, 6 ангиной и 7 — бронхитом. Сколько детей переболело за это время?
  • Дети произвели анкету о материальном положении (нуждаемости) учащихся. Оказалось, что 15 детей нуждалось в валенках, в теплой одежде нуждалось впятеро меньше. Сколько всего детей нуждалось в теплой обуви и одежде?
  • Школьный детский комитет устроил кассу взаимопомощи. Комитет кассы собрал с участников за неделю 1 рубль денег. Из собранных средств он израсходовал 30 копеек на покупку учебников и 40 копеек на тетради — для беднейших товарищей. Сколько денег осталось у комитета?
  • Моя мать была безработной 3 месяца. Сколько дней она была безработной, если в месяце считают на круг 30 дней?
 

Сборник арифметических задач и упражнений для 4 класса. Попова, Пчёлко. — 1941 г.

Итоги пятилетних планов, сравнения с царской Россией и гордость за достижения советского народа. Так, в 1936-1937 гг. пять лыжниц совершили переход из Улан-Удэ в Москву — сначала пешком, а потом на лыжах. Их подвиг приводился в качестве примера для подрастающего поколения.

  • В царской России в начальных классах обучалось 8 025 000 детей, к началу первой пятилетки в СССР было уже 12 604 000 учащихся, а к концу первой пятилетки 28 842 000 учащихся. На сколько увеличилось число учащихся в СССР по сравнению с царской Россией к началу первой пятилетки? К концу второй пятилетки?
  • На оборудование колхозного клуба отпустили 5 000 руб. Из них 3 200 руб. израсходовали на мебель, а остальные деньги на библиотеку. Сколько рублей израсходовали на библиотеку?
  • Скотница-доярка обслуживает 12 коров. В среднем от каждой коровы она надоила за год 1500 литров молока. За каждые 400 литров ей записывают 6 трудодней. Сколько трудодней запишут ей за все выдоенное молоко?
  • В отряде 170 красноармейцев с винтовками и 2 пулемета. В минуту красноармеец из винтовки делает 8 выстрелов, а пулемет — 400 выстрелов. Сколько нужно иметь патронов, чтобы поддерживать непрерывный огонь в течение 3 часов?
  • Комсомолки прошли из Бурят-Монгольской АССР (сейчас — республика Бурятия. — Прим. ред.) до Москвы 6065 км пешком и на лыжах. Пешком они шли 23 дня по 43 км в день, а остальное расстояние прошли на лыжах, делая в день по 70 км 500 м. Сколько всего дней были комсомолки в дороге, если они потратили 41 день на отдых?
  • Наборщик-стахановец за 4 часа 45 минут набрал 16 245 букв. Прежняя норма — 14 000 букв за 7 часов. На сколько перевыполнил он в час эту норму?
  • Летело стадо гусей. Навстречу им гусь. «Здравствуйте, сто гусей», — говорит гусь. «Нет, — отвечали гуси. — Нас не сто гусей. Если бы нас было еще столько, сколько теперь, да еще полстолько, да еще четверть столько, да еще ты, гусь, с нами, то нас было бы сто гусей». Сколько гусей в этом стаде?
  • По плану фонд заработной платы в СССР к концу второй пятилетки должен был составлять 50 700 000 000 руб. В действительности он поднялся до 80 000 000 000 руб. На сколько перевыполнен план?

Письменные контрольные работы по арифметике для 5-6 классов. Богуславский, Черватюк. — 1970 г.

Сберегательные книжки, перевыполнение плана и герои труда в школьных задачах.

  • Учащиеся одной школы вырастили и сдали государству 4 485 кроликов. 1/3 всего количества составляли кролики высшего сорта, 2/5 всего количества были первого сорта, а остальные кролики — второго сорта. Сколько кроликов второго сорта сдали государству учащиеся?
  • Рабочий за изобретение получил премию; 0,3 он положил на сберегательную книжку, 0,4 остатка израсходовал на покупку мебели, а оставшиеся 105 руб. отложил для приобретения ружья. Сколько денег положил рабочий на сберегательную книжку и сколько израсходовал на мебель?
  • Бригада Героя Социалистического труда С.И. Воротникова, встав на вахту в честь XXIII съезда КПСС, ежемесячно выдавала на гора 31 тыс. тонн угля, перевыполняя план на 5 тысяч тонн. На сколько процентов бригада Воротникова ежемесячно перевыполняла плановое задание?
  • Вес угля, добытого передовой бригадой шахтеров шахты «Березовская-1» комбайном «IK-52 М» в течение месяца 1965 года, относится к весу угля, взятого по средним показателям в этом районе, как 3,5:1. Сколько тонн угля добыли передовые бригады, если средний показатель меньше на 25 тысяч тонн?

Биология и здоровье

Ухо. Рабочая школьная библиотека. Красиков Ф.Н. — 1928 г.

Когда не было автомобильных сигналов, зазевавшихся прохожих «будили» крики извозчиков.

  • Вы идете, задумавшись, через улицу. Окрик извозчика или звонок трамвая вовремя предостерегают вас от столкновения.
  • В своей частной жизни глухой не так беспомощен, как слепой. По улицам он ходит свободно, хотя и подвергается большому риску попасть под экипаж, так как он не слышит предостерегающих окликов или сигнальных звонков.

«50 уроков здоровья для маленьких и больших». — 1991 г.

Автор пособия Николай Коростелев в доступной форме дает детям 90-х советы, как правильно жить.

  • Нельзя все свободное время проводить перед телевизором. Для учащихся начальной школы мера такая. Каждый день можно смотреть только передачу «Спокойной ночи, малыши!».
  • Нужна одежда школьная (повседневная и нарядная), домашняя (повседневная и праздничная), спортивная (для занятий физической культурой и спортом), производственная. Последняя требуется при сборе макулатуры, уборке класса, работе на школьном дворе.
  • Знаю я ребят в Москве. Ходят они с елки на елку каждый день, в кинотеатрах толпятся, телевизор смотрят до поздней ночи.

География

Россия. Учебник отечественной географии. С. Меч. — 1914 г.

Эмоциональный учебник-путеводитель по Российской империи в эпоху, когда люди еще не задумывались об экологии.

  • Финляндия — гранитная страна, усеянная обломками скал и покрытая хвойным лесом. Все в ней сурово и дико, но тысяча светлых, чистых как хрусталь озер, в которых отражаются обросшие мхом камни и сосны, составляют лучшее ее украшение... В Финляндии весь народ умеет читать, в каждом городе издается дешевая народная газета, и нигде не увидишь ни пьяных, ни нищих.
  • В Сибири леса доставляют человеку много горя. По мере своих сил он борется с ними, рубит деревья, жжет их огнем, сушит надрезами, отвоевывает у них небольшие участки для своих пашен, покосов и выгонов, но они скоро вырастают опять и неодолимо теснят человека своей глушью, своими болотами и мириадами зарождающихся в них насекомых.
  • Сибирская железная дорога едва успевает вывозить из Западной Сибири хлеб, масло, битую дичь, кожи, кедровые орехи и прочее. В 1900 году одной пшеницы вывезли около 10 миллионов пудов.
  • Байкал дик и печален при всем его величии. Окрестные жители — как русские, так и инородцы — зовут его «Святым морем» и не признают за озеро.
  • Восточная Сибирь есть настоящее царство дремучих хвойных лесов, называемых здесь тайгою. Страшно заблудиться в таком лесу, и недаром в Сибири есть поговорка, что «кто в тайге не бывал, тот Бога не видывал». Свободно бродят здесь угрюмый медведь, пугливые олени, дикие козы и лоси, а иногда пробирается чащей и каторжник, которому удалось сбежать из тюрьмы.

География — учебник для 7 класса. Грузинская В.А. — 1941 г.

Канада рассматривается как колония Англии. СССР по-прежнему сравнивают с царской Россией. Карелов, финнов, эстонцев, латышей и татар отчего-то называют монгольскими народами.

  • Монгольских народов в Европе немного. К ним относятся несколько народов, живущих в СССР, — татары, саамы, ненцы, а также финские народы — карелы, финны, эстонцы, латыши.
  • Самое плотное население в Европе — в тех местах, где много ископаемых богатств, где поэтому много скапливается рабочих. В таких районах плотность доходит до 150 человек на 1 кв. километр.
  • В Америке рабочие всех наций живут и работают в каббале у капиталистов, которые богаче всех европейских богачей.
  • Еще недавно нам приходилось учиться у американцев производству автомобилей. Теперь у нас уже есть своя, вполне освоенная автопромышленность, электропромышленность и др., каких совсем не было в царской России.
  • Весь север Северной Америки окрашен хорошо знакомым нам цветом — это цвет государства Англии. Как и в других частях света, англичане захватили эту область Америки и образовали свою колонию — Канаду.
  • Главное занятие жителей Бразилии — разведение кофе.
  • Главное население Австралии теперь — английские переселенцы. Часть австралийцев работает у них батраками — пасут стада овец.

Экономическая география зарубежных стран — для 10 класса. — 1964 г.

Страны делят на социалистические и капиталистические.

  • Главная черта нашей эпохи — выход социализма за рамки одной страны и превращение его в мировую систему. Мировая социалистическая система превращается в решающий фактор развития человеческого общества.
  • Наша Родина — Советский Союз — возглавляет борьбу за мир во всем мире. Советский народ уверенно идет вперед, к коммунизму. Нынешние школьники станут активными строителями коммунистического общества и свидетелями победы коммунизма в Советском Союзе и зарубежных социалистических странах!

Физика

Начальные основания физики. Щеглов Н.Т. — 1834 г.

В XIX веке почитают военное искусство и придают совсем другое значение термину «скважность», а также называют инерцию самонедейственностью.

  • Все отрасли естествознания, кроме истинного просвещения ума, служат основанием многих полезнейших искусств, от коих зависит улучшение народной промышленности и возвышение народного богатства, каковы суть: мореплавание, военное искусство, художественная механика, зодчество, горное искусство, пробирное искусство (химия в приложении к испытанию руд и металлов. — Прим. ред.), металлургия, медицина, лесоводство, земледелие, красильное искусство, делание стекла и посуды, крашение и проч.
  • Частички материи в телах не соприкасаются между собой, но имеют промежутки, называемые порами или скважинами. Сие общее свойство тел называется скважностью.
  • Чтобы покоящееся тело (или части оного) получило движение или чтобы движущееся тело могло перейти в состояние покоя, необходимы посторонние действователи. Сия способность материи и тел к произвольному действию называется самонедейственностью.

Учебник физики. Курс средних учебных заведений. Краевич К. Д. — 1880 г.

Чтобы объяснить тепловые явления, используют термин «теплород».

  • Причина ощущения тепла и холода называется теплородом или теплом, подобно тому, как причина химических явлений — химическим сродством, падения тел — тяжестью и проч. Теплород оказывает действие не только на человека и вообще на все органические существа, но и на тела неорганические, заставляя их расширяться, накаливаться, переходить из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и проч.
  • Тела, рассеивающие равные части теплородных лучей, называются теплобелыми, а совсем пересееивающие — теплочерными. Тела, рассеивающие неравные части разных теплородных лучей называются теплоцветными. Металлы и кристаллы — теплобелые, белая бумага, черный китайский лак, полотна, шелковые материи и прочее — теплоцветные. Сажа и свинцовые белила теплочерные, хотя и не вполне, потому что разбрасывают небольшое количество теплорода.

Труд

Домоводство — учебник для 5–7 классов. — 1961 г.

Судя по текстам этого учебника, в 60-х атмосфера Земли была чище, поэтому голову мыли дождевой или талой водой. Одеваться тогда стремились скромно, но аккуратно, одной из добродетелей было бережное отношение к своему дому или квартире, в которых надо было ежедневно прибирать. Дома следовало вешать не плакаты, а репродукции известных картин. Фотографии рабочих коллекционировались наряду с карточками артистов.

  • Голову моют мягкой водой (дождевой или снеговой), поливая из кувшина или другой посуды, или под душем.
  • Когда мы говорим, что человек красиво, культурно одевается, то под этим мы понимаем, что одежда у него всегда чистая, аккуратная, что он умеет красиво, но скромно одеваться.
  • Все жилые здания составляют жилищный фонд страны. Его нужно оберегать. Сохранение жилого фонда зависит и от самих жильцов. Нужно бережно относиться к жилью, по-хозяйски беречь его.
  • Жилое помещение нужно убирать ежедневно. Ежедневно нужно проветривать комнаты, подметать, мыть или вытирать пол, удалять с мебели пыль, чистить или вытряхивать дорожки, застеленные в коридоре, передней и в комнатах.
  • Ковер, на котором нарисовано блестящее синее или фиолетовое пятно, а на нем, будто прилеплены, сидят длинношеие бело-голубые лебеди, никак не украшает, а, наоборот, портит комнату. Лучше всего украшают комнату репродукции картин известных художников.
  • Не следует налепливать на стены, прибивать гвоздями или прикалывать кнопками открытки, плакаты, карикатуры. Плакаты предназначены для наглядной агитации, и их вывешивают в клубах, красных уголках, в цехах заводов, на фермах, в парках, скверах, где собирается много людей. Открытки-репродукции с картин знаменитых художников, с видами разных городов, фото знатных рабочих, колхозников, писателей, артистов лучше коллекционировать в альбомах.

Природоведение

Природоведение — учебник для 4 класса. — 1969 г.

Воздух портится от дыхания людей. Детей учат строить колодцы. Разделение всей истории на два периода — до революции и после. Идеал человека — физкультурник.

  • В недрах земли скрыты несметные богатства: руды металлов, каменный уголь, нефть, соль и многое другое. И все это принадлежит трудовому народу, который под руководством Коммунистической партии строит новую, счастливую жизнь.
  • Мы зашли в клуб. Это был настоящий дворец. Стены выложены мрамором, на них висят красивые картины. Паркетный пол блестит. Стулья обтянуты бархатом.
  • Колодцы лучше делать закрытыми. Для полоскания белья следует отвести место в стороне от колодца. Грязная вода отсюда должна стекать по канаве куда-нибудь подальше.
  • От дыхания людей, от пыли, от дыма из фабричных и заводских труб портится воздух. Если бы не ветер, в больших городах бы скопилось много дурного воздуха.
  • Советские люди не боятся трудностей.
  • После Великой Октябрьской социалистической революции капиталистов прогнали, а их шахты стали принадлежать государству.
  • Вот идут по улице физкультурники. Стройные и прямые, легкой походкой шагают они под веселые звуки марша. Легко и свободно двигаются физкультурники потому, что у них хорошо развиты все мышцы тела.

История

Элементарный учебник русской истории. Автор — А.Я. Ефименко. — 1917 г.

Субъективный учебник по истории Российской империи, созданный на рубеже эпох — конец правления монархов и революция. Важной вехой в ее развитии автор называет конституцию.

  • Когда славяне вышли из Прикарпатья, чтобы разыскать новые места для поселений, они были бедны и невежественны, орудия и посуда их были грубы, одежда и украшения — скудны.
  • 17 октября 1905 года был обнародован манифест, которым правительство давало государству конституцию. Историческая Россия покончила свое существование. Явилась Россия современная.
  • Некоторые сильные из корыстных расчетов втянули Россию в войну с Японией. Никому не приходило в голову, что эта война может дурно кончиться для России. Япония казалась такой ничтожной по сравнению с Россией.
  • Все-таки правление Александра III было так тяжело, что общество вздохнуло с облегчением, узнав о его смерти.
  • Из своего заграничного путешествия царь Петр вернулся, полный впечатлений от деятельной, богатой и красивой европейской жизни. Немудрено, что по возвращении в Москву Петр со страстной ненавистью начал уничтожать то, что сильно ему напоминало о старине.
  • Во всем поведении Петра I постоянно проявлялось сознание, что он призван свыше на службу своему государству. Эта преобладающая черта его характера заставляла забывать его недостатки: грубость, жестокость, слишком большую поспешность и неразборчивость, с какой он жертвовал людьми и народным трудом.

История СССР. Учебная книга для 4-го класса. Алексеев, Карцов. — 1961 г.

Главное событие в истории страны — революция в октябре 1917 года.

  • Веками трудовой народ царской России жил в темноте и отсталости.
  • Сбылась вековая мечта трудящихся. Рабочие и крестьяне стали хозяевами страны.
  • Есть ли у нас вражда между народами, угнетение одних народов другими? Нет.
  • Кто построил первую в мире электростанцию? Советские люди. В какой стране был запущен первый искусственный спутник Земли? В Советском Союзе. Кому принадлежит честь первым запустить космическую ракету в межпланетное пространство? Нашей родине.
  • Высококультурным, высокообразованным человеком в нашей стране считается не тот, кто, скажем, много читал или просто умеет быстро и хорошо решать математические задачи. А тот, кто умеет свои знания сочетать с трудом, кто умеет использовать свои знания при работе на заводе, в учреждении или в колхозе.
Катя Убодоева
26 августа 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты