Мой город — Пермь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Те, кто способен изменить мир: интервью с финалистами Google Science Fair

В этом году в финал международного научного конкурса для подростков попали девять исследований из России. Всего на главную награду претендуют 100 работ, отобранных строгим жюри из нескольких тысяч заявок со всего мира. Победителей объявят совсем скоро — 11 августа. «Учёба.ру» пообщалась с несколькими юными изобретателями, чтобы узнать подробнее об их проектах и расспросить о планах на будущее.
1 комментарий
Фото: Freddie Marriage

В конце июля стали известны имена молодых людей, попавших в финал международного научного конкурса Google Science Fair. В жюри соревнования вошли такие эксперты, как нобелевский лауреат Кэрол У. Грейдер, главный редактор журнала Scientific American Мариэтт Ди Кристина, руководитель отдела разработки продуктов Lego Education Пелле Петерсон и вице-президент Google по инженерным вопросам Павни Диванджи. Из нескольких тысяч работ подростков в возрасте от 13 до 18 лет они отобрали 100 проектов, авторы которых поборются за главные призы — гранты на обучение в размере от тысячи до 50 тысяч долларов. Есть отдельная премия и для преподавателей, объем которой составляет 5 тысяч долларов.

В заключительный этап конкурса Google вышли следующие проекты из России:

  • «ErgBusterz — Охотники за энергией»
    Елизавета Богданова, 14 лет, и Матвей Урванцев, 15 лет, из города Черноголовка Московской области.
  • «ЭКСОДУС: Устройство сопряжения спортивного тренажера с компьютером для превращения тренировки в компьютерную игру»
    Григорий Подоксик, 14 лет, Санкт-Петербург.
  • «Фотосинтетический биореактор для жизнеобеспечения системы будущих космических миссий»
    Варвара Дубровина, 15 лет, Санкт-Петербург.
  • «Возможность распознавания цифр с виброматрицы посредством тактильных ощущений»
    Михаил Шевнин, 15 лет, Ижевск.
  • «Простейшие методы измерения основных параметров плоскопараллельных стеклянных пластин с большой точностью»
    Никита Грушецкий, 15 лет, Новосибирск.
  • «Трансмиссия на спиральных зубчатых переходах»
    Максим Савинов, 15 лет, Москва.
  • «Использование кинезиологических упражнений в развитии глазодвигательной активности у учащихся младших классов»
    Марк Липневич, 16 лет, Калининград.
  • «Распределение зрительного внимания у подростков с различной степенью видеоигровой зависимости»
    Леонид Ким, 18 лет, Калининград.

Кроме того, в перечень 25 финалистов в номинации Community Impact, суть которой заключается в решении общественных проблем благодаря достижениям науки, вошла также разработка 16-летнего Ильи Тужилина из Москвы, сообщает интернет-газета «Вести». Молодой человек трудится над средством, облегчающим незрячим людям передвижение в пространстве. Благодаря вибрации оно поможет им избегать препятствий и ориентироваться на местности.

Все проекты, которые вошли в топ-100, оказались весьма масштабными. «У них есть потенциал, способный изменить мир», — написано на сайте конкурса. Среди других работ, впечатливших судей, — «Борьба с засухой с помощью дешевых, биологически разлагаемых сверхвпитывающих полиметров, полученных из апельсиновой кожуры» 16-летней Киары Нргин из Южной Африки, «Волшебные семена: как превратить грязную воду в питьевую» 18-летней Летисии Перейры де Соузы и 15-летнего Хуао Габриэля Стефани Антюнза из Бразилии, «Производство искусственной кожи» 15-летней Он Ян Вонг и Хэнг Чи Юнг из Гонконга, «Математические модели для контроля космического мусора» 13-летнего Асвата Сурянараянана.

Имена 16 счастливчиков, которым вручат призы в офисе Google в Калифорнии, объявят 11 августа, а церемония награждения победителей состоится 28 сентября.

Никита Грушецкий,
гимназия № 1, Новосибирск
Тема проекта:

«Простейшие методы измерения основных параметров плоскопараллельных стеклянных пластин с большой точностью»

Как тебе пришла в голову идея проекта?

Порой мне нравится придумывать, что нового можно сделать с обычными вещами. Как-то раз я смотрел в окно и внезапно меня осенило — можно же изобрести измеритель стекла. В итоге я придумал и проверил три наиболее простых, но, на мой взгляд, высокоточных способа вычислить его толщину.

Если коротко, то мой проект направлен на решение проблемы измерения толщины стекла в непростых «полевых» условиях, когда под рукой нет никакого специального оборудования, даже обычного штангенциркуля. Например, вам нужно узнать размеры обрамленного оконного стекла. Это одна из типичных ситуаций, решение которых достаточно сложное. Ее будет проблематично решить, даже используя привычный для большинства метод.

Признаться, мне кажется, что любое исследование не может быть проведено до конца. С каждым новым шагом мы углубляемся в суть явления, лучше понимаем его принципы, а также открываем для себя новые горизонты. Поэтому я не думаю, что завершил свой проект, и у меня есть интерес к тому, чтобы еще поработать над ним.

Куда планируешь поступать?

Пока не знаю точно. Скорее всего, на физический факультет одного из ведущих вузов страны. В будущем хотел бы заниматься наукой.

А есть ли у тебя любимые ученые?

Из ученых и исследователей знакомлюсь со всеми, кто мне попадается по ходу работы. Читаю как на русском, так и на английском. Но по-настоящему любимых ученых у меня нет.

Чем ты еще занимаешься помимо науки?

Я увлекаюсь музыкой — профессионально играю на фортепиано и беру уроки игры на саксофоне. Другое мое хобби — авиамоделирование.

Григорий Подоксик,
школа «Менахем», Санкт-Петербург
Тема проекта:

«ЭКСОДУС: Устройство сопряжения спортивного тренажера с компьютером для превращения тренировки в компьютерную игру»

Что принципиально нового есть в твоем проекте?

Прибор, который я придумал, делает занятия по фитнесу интересными для геймеров и в игровой форме приобщает их к физической активности. Это так называемая геймификация, в рамках моего проекта она используется в спорте.

Над созданием тренажера я работал несколько месяцев. В это время меня морально поддерживали родители и преподаватели, а что касается технической помощи, то иногда я задавал вопросы на форуме, посвященном радиоэлектронике. Суть устройства простая: есть специальное кольцо с датчиками магнитного поля, которое устанавливается на велотренажере так, что его центр находится в точках крепления педалей. Когда они крутятся, система прибора это «видит» и в определенной форме передает сигналы на компьютер, где запущена игра. Благодаря физическим движениям пользователя его игровой персонаж начинает перемещаться в пространстве.

С помощью тренажера можно играть в RPG, гонки, симуляторы. Если говорить о конкретных примерах, то это, допустим, Skyrim, World of Tanks, любая игра из серии Need for Speed.

Существуют ли какие-то аналогичные устройства?

Да, я провел поиск существующих аналогов «Эксодуса». Один из них, к примеру, называется Goji Play — это игровая приставка для тренажера. Ее минус в том, что она разрешает играть в ограниченное количество игр, которые написали для нее разработчики. А другой — велотренажер Cyberbike, который подключается к приставкам PlayStation 3 или Nintendo Wii. Недостаток этого устройства заключается в том, что он позволяет играть только в одну игру (в гонки), меняются лишь локации.

Увлекаешься ли ты сам компьютерными играми?

Раньше играл каждый день по часу. Сейчас я больше занимаюсь математикой и физикой, чтобы подготовиться к олимпиадам. Когда-то я принимал участие в подобных мероприятиях, потом была пауза. Поэтому я сейчас наверстываю. В будущем думаю заниматься исследованиями и поступать на направления, связанные с робототехникой или физикой.

Какие еще науки тебя интересуют?

Химия, безусловно, информатика (если ее вообще можно считать наукой), программирование.

Что любишь делать в свободное время?

Езжу на велосипеде, играю в настольный теннис. Еще у нас в школе есть необычный кружок, мы там примеряем на себя роль вожатых, мне это очень нравится.

Варвара Дубровина,
Физико-математический лицей № 239, Санкт-Петербург
Тема проекта:

«Фотосинтетический биореактор для системы жизнеобеспечения во время космических экспедиций»

В чем заключается основная идея твоего проекта?

Мой проект синтетического биореактора — это, по сути, практически замкнутая система жизнеобеспечения. Создание подобных максимально закрытых приборов позволит избежать частой доставки кислорода, еды и воды в рамках космических миссий, когда космонавты находятся далеко от Земли.

Почему именно космос?

Мне очень интересна тема космоса в целом — начиная от ракетостроения и заканчивая астрофизикой. На самом деле, с этим у меня получилась забавная история. Два года назад я училась в гуманитарной школе, у меня не было никаких увлечений, связанных с наукой и техникой. Но потом я посмотрела фильм о космосе, прочитала книгу, и как-то все пошло-поехало. Из-за этого я даже перешла в физико-математический лицей. Чтобы туда поступить, я весь год ходила на курсы по физике и математике.

В свободное от учебы время я читаю много литературы о космосе, в том числе научную фантастику — Рэя Брэдбери, Артура Кларка. Кроме того, мне нравятся книги Стивена Хокинга, недавно закончила его «Кратчайшую историю времени». Еще я люблю фильм «Звездные войны» и сериал «Звездный путь».

В какой отрасли планируешь работать в будущем?

Думаю, что моя профессия будет связана с математикой или физикой, а также, конечно же, с космосом. В университете мне бы, наверное, хотелось изучать аэрокосмическое приборостроение или астрофизику.

Волнуешься за результаты конкурса?

Безусловно, я нервничаю. Но, с другой стороны, я понимаю, что если не пройду в этом, то я обязательно попробую поучаствовать в этом конкурсе в следующем году. Тогда я смогу поработать над какой-то новой темой. В то же время, признаюсь, что если не получится пройти в финал, мне будет обидно, хотя бы из-за потраченного времени. Ведь любой проект, который был отправлен на Google Science Fair, — это всегда результат упорного труда, когда человек на протяжении долгого периода что-то делал, придумывал и старался.

Михаил Шевнин,
лицей № 41, Ижевск
Тема проекта:

«Способность распознавать наощупь числа, предоставляемые виброматрицей»

Расскажи, пожалуйста, о своем проекте.

Вначале я хотел сделать устройство, аналогичное виброжилету Дэвида Иглмена, которое бы при помощи паттернов передавало человеку информацию. Потом я подумал, что просто копировать — плохо, и придумал виброматрицу, передающую цифры на тело человека. В дальнейшем я планирую запрограммировать на ней буквы и знаки. Я также собираюсь увеличить число самих точек на матрице, чтобы было больше вибромоторов, но на меньшей площади.

Матрицу я испытывал на родителях, их коллегах, одноклассниках. Еще я приносил ее на занятия в кружках по робототехнике и авиамоделированию, где я занимаюсь. Думаю, что через год в тестировании примут участие люди с ограниченными возможностями по слуху и зрению. К слову, я также собираюсь сконструировать браслет на базе матрицы.

Что было самым интересным в работе над проектом?

Наверное, тот момент, когда я в первый раз собрал матрицу, протестировал ее на себе и почувствовал цифру. Тогда я понял, что все работает.

Чем бы ты хотел заниматься в будущем?

Робототехникой или чем-то техническим. Нейроисследования мне не очень интересны. А поступать планирую в МФТИ. Так как для этого мне понадобятся высокие баллы ЕГЭ (в среднем, проходной балл в МФТИ — 280 баллов. — Прим. ред.), я перешел в другой лицей, где есть физико-математический класс.

Сложно было туда поступить?

Не сказал бы. Поступил без специальной подготовки, просто пришел и сдал экзамены.

1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты