Мой город — Пермь
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Сними себе диплом: один день во ВГИК

О Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова — ВГИКе — ходит множество легенд. Говорят, что туда невероятно сложно поступить, там тяжело учиться, а вылететь — проще простого. Что из этого правда и как на самом деле устроена учёба в кинематографическом вузе? Мы решили во всём разобраться и провели один день на съемках дипломной работы студентов ВГИК.
Фото: Тимур Аникеев

Борису Акопову 30 лет, и сейчас он снимает свою дипломную работу. Кто-то может сказать, что он вечный студент, которому просто не хочется работать, но это не так: Акопов, как и многие студенты его и смежных специальностей, не по наслышке знает, что в киноиндустрии поиски формата, в котором действительно получается делать что-то серьезное, нередко бывают довольно длительными и непростыми.

О себе будущий режиссер рассказывает с иронией: по первому образованию он артист балета, и поступал во ВГИК трижды. В первый раз Борис выбрал сценарно-киноведческий факультет, но провалил творческий экзамен и решил остаться работать в Кремлевском балете, с которым сотрудничал на тот момент. Через пять лет он решил попробовать снова, и на этот раз поступил на режиссерский факультет, на кафедру неигрового (документального и научного) кино. Там Борис проучился год, снял короткометражный фильм под громким названием «Город-герой», принял участие в кинофестивале студенческих и дипломных работ «Святая Анна» — и отчислился по собственному желанию. Еще год спустя он в третий раз встретился с приемной комиссией ВГИК, поступил на кафедру игрового кино того же факультета и с тех пор уже никуда не переводился.

В среднем, на обучение во вгике студент тратит 6-7 лет, с учётом прохождения творческого конкурса: успешного или не очень

Сегодня ВГИК считается одним из старейших кинематографических университетов мира. Впервые он открыл свои двери для студентов почти сто лет назад: 1 сентября 1919 года. Тогда будущий вуз еще носил название государственной школы кинематографии; статус государственного института он получил лишь в 1930 году, а 2008 году стал университетом с сохранением прежней аббревиатуры (поскольку вариант «ВГУК» — «Всероссийский государственный университет кинематографии» — был не слишком благозвучным).

Во ВГИКе работают семь факультетов: режиссерский, актерский, кинооператорский, сценарно-киноведческий и художественный, — а также факультет анимации и мультимедиа и факультет продюсерства и экономики. Здесь можно не только получить основной диплом о высшем образовании, но и закончить аспирантуру. Кроме того, с 2004 года при ВГИКе работает колледж кино, телевидения и мультимедиа, в рамках которого существуют программы среднего профессионального образования по различным направлениям живописи, а также «Высшие курсы кино и телевидения».

Обучение для режиссеров и операторов в самом университете проходит в мастерских, которые возглавляют известные деятели кино. Борис, который, в результате, выбрал игровое кино, учится в мастерской Андрея Эшпая и Владимира Фенченко. Всего же на режиссерском факультете работает семь мастерских: Владимира Хотиненко, Андрея Эшпая, Вадима Абдрашитова, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева, Александра Котта и Владимира Котта.

С какими же сложностями сталкиваются студенты, которые собираются стать режиссерами? Учащиеся говорят, что одна из самых сложных проблем, которая возникает при подготовке первого, дипломного фильма, — это поиск сценария. Обратиться за ним можно к студентам со сценарного факультета — или же самому адаптировать классику. Хотя без сценариста и в этом случае обойтись нельзя, так что Борису при подготовке диплома очень помогло его «сценарное» прошлое.

История в основе его сценария — это сборник сюжетов из личного опыта и из жизни знакомых. Акопов несколько раз перерабатывал текст, поэтому сейчас съемки идут уже по десятой версии сценария. Начальный вариант этой истории и то, как она выглядит теперь, — это уже две абсолютно разные вещи. Будущий режиссер также рассказывает о том, что на площадке старается дополнительно прорабатывать с актерами диалоги и больше доверять им, ориентируясь на ощущения, которые возникают у исполнителя после прочтения текста сценарий. Впрочем, Акопов признается, что такая гибкость в работе появилась у него не сразу: раньше, по его словам, он был куда больше склонен критиковать и куда меньше — соглашаться.

Во ВГИКе есть 7 разных факультетов, на каждом из которых работает по 2 кафедры. но на режиссерском факультете кафедры целых 4

ВГИК является единственным кинематографическим университетом в России, который располагает собственной учебной киностудией, предназначенной для настоящего кинопроизводства, со всеми этапами, которые включает в себя этот процесс. Студия состоит из четырех павильонов, предназначенных для монтажа, звукозаписи, гримерной и постижерной работы (постижер — это специалист, который делает парики), а также для обработки пленки, создания реквизита и сооружения декораций. Свои первые этюды все будущие режиссеры и операторы из ВГИКа снимают именно здесь, а вот локации съемок курсовых и дипломных фильмов могут находиться и вне студии. При желании, государственного финансирования, которое предоставляют студентам, вполне может хватить на экспедицию и съемки в любом из российских городов.

Защита диплома ждет «ВГИКовцев» только летом, поэтому сейчас съемки их дипломов в самом разгаре. Одну из начальных сцен команда Акопова снимает в московском баре «Редакция». Вся съемочная группа в сборе, свет выставлен, реквизит на месте. В кадре — герой и толпа людей позади него. Юноша сидит за стойкой и пьет виски стакан за стаканом, одновременно пытаясь познакомиться с посетительницей, которая сидит рядом. Борис говорит, что эта сцена, на первый взгляд довольно прозаическая, очень важна: она дает понять, что вызывающее поведение главного героя — это способ привлечь внимание и получить поддержку у людей, которые обычно бывают равнодушны к чужим проблемам. Он одинок, рядом с ним нет друзей, и его только что бросила любовь всей его жизни: женщина, которая была для юноши смыслом всего существования, как это случается в юности. Главному герою картины хочется забыться. И — получить помощь.

Во ВГИКе знают, что еще один важный момент, без которого не могут состояться ни одни съемки, — это кастинг. Борис говорит, что в рамках создания предыдущих картин и этюдов он не работал с профессиональными актерами, однако в случае с дипломом ему повезло. По счастливой случайности, Сергей Епишев, актер театр Вахтангова и один из героев телесериала «Кухня», согласился исполнить роль главного героя. На площадке он быстро входит в образ и раз за разом четко отыгрывает нужную сцену, прислушиваясь к тому, что говорит режиссер.

Акопов говорит, что на самом деле его дипломный фильм — это история о дружбе. После сцены в баре и драки, которая там происходит, главный герой оказывается в подземном переходе и встречает второго ведущего персонажа: молодого бездомного, который страдает аутизмом. Актера на эту роль Борис нашел достаточно легко: они уже работали вместе в рамках других проектах. Григорий — студент театрального факультета Славянского института. Он мечтает стать профессиональным актером, хотя внешность у него, что называется, «не шаблонная»: на юношу-модель с обложки Гриша не похож. Постоянные отказы заставляют его трудиться в три раза усерднее, и это неплохо: ведь актерская профессия, по словам Бориса, требует, чтобы человек трудился всей душой, а Григорий отлично умеет это делать.

выпускниками вгика были Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов, Людмила Гурченко и рената литвинова

По стандартам ВГИКа, дипломная работа всегда выполняется сообща, так что вместе с Борисом над фильмом работает студент 5 курса факультета операторов Глеб Филатов. Ему 22 года, и до поступления в крупнейший киновуз страны он в течение года учился в ГИТРе — Государственном институте телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. Первой парой, на которую Филатов попал во ВГИКе, был просмотр в кинозале. Тогда будущий оператор очень удивился, что можно смотреть фильмы и при этом учиться. Однако именно так и проходит часть обучения во ВГИКе. Другая часть программы связана с изучением теории: физика, работа с пленкой, оптика. Уже на 2 курсе студенты-операторы начинают сотрудничать со студентами-режиссерами и снимают небольшие этюды, а на 3 курсе им необходимо снять бездиалоговый фильм продолжительностью 8-10 минут. Операторы, в отличие от режиссеров, могут работать в рамках сразу нескольких проектов, и для учёбы это очень полезно.

Тем не менее, для некоторых дипломная работа и другие съемки становятся настоящим испытанием. Борис рассказывает, что на режиссерский факультет вместе с ним поступило почти 30 человек, а к 5 курсу осталось всего 13, и не факт, что все студенты летом смогут пройти экзамены и защиту. Он уверен, кино — это профессия, требующая полной отдачи и концентрации внимания. В его любимой книге, «Знакомьтесь — Вернер Херцог» Пола Кронина, такая работа описана без прикрас: здесь автор сразу «бьет молодых режиссеров по рукам» и говорит, что признание приходит к режиссерам только после больших усилий, так что вряд ли на съемочной площадке тебя будет ждать удобный стул с твоей фамилией и громкоговоритель. Во ВГИКе, по словам Акопова, об этом не рассказывают. «Большое упущение», — признается будущий режиссер.

Впрочем, достоинства обучения в этом университете, кажется, перевешивают недостатки. Глеб Филатов, рассказывая о нем, особенно отмечает хорошее финансирование съемок, а также возможность пользоваться дорогостоящей качественной техникой, — например, камерой Arri Alexa, стоимость которой достигает 150 тыс. долларов. Студентам бюджетного отделения ВГИК выделяет лучшую технику. Для съемок курсовых работ администрация выделяет каждому студенту по 150 тыс. рублей (режиссер работает вместе с оператором, так что получается 300 тыс. рублей), а в случае с дипломом бюджет увеличивается. Впрочем, потратить такие деньги «на стороне», при желании, не выйдет: в обмен на финансирование вуз требует детальных отчетов о тратах.

Несмотря на невысокий рост, Глеб ловко управляется с камерой на площадке и каждый раз тщательно выбирает наилучший ракурс. В кадре — сцена драки, которая происходит на танцполе. Главный герой после спора с одним из посетителей выходит на середину танцпола, где в свете стробоскопа танцуют люди. Камера должна заснять панораму и захватить в кадр лицо актера. В этот момент сзади подходит тот самый скандальный посетитель и разбивает об голову главного героя бутафорскую бутылку (их на площадке всего две). Для того, чтобы съемки сцены прошли без травм, ее репетируют несколько раз, проверяя угол удара и рассчитывая «геометрию» драки до мельчайших подробностей. «Камера, мотор!» — громко говорит Борис. Всё происходит быстро: несколько агрессивных выпадов, удар, — и вот уже по полу рассыпаны блестящие осколки. Дубль отсматривает вся съемочная группа: говорят, что получилось даже лучше, чем все рассчитывали. Режиссер объявляет смену законченной, и все с облегчением отправляются пить чай. Хотя до конца съемок дипломного фильма команде еще далеко. Здесь, кажется, все понимают, что кино — это длительная и трудная работа, результат которой оценивают жестко. Но дело, конечно же, стоит того.

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты